double arrow

Федеративное устройство РФ


Согласно Конституции, Россия является национально-территориальной симметричной федерацией, состоящей из 83 субъектов.

Субъекты Федерации:

21 республика (Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Карелия, Республика Коми, Марий Эл, Мордовия, Республика Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика);

9 краев (Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Пермский, Ставропольский, Хабаровский);

46 областей (Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская);




4 автономных округа (Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий);

1 автономная область (Еврейская);

2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

В Конституции закреплены принципы федеративного устройства РФ:

1) государственная целостность и единство государственной власти;

2) разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъекта РФ;

3) равноправие субъектов Федерации;

4) самоопределение внутри РФ (проявляется в свободе решения политических вопросов внутри субъекта).

В целом, российский федерализм характерен тем, что республики, входящие в состав Федерации, заявили о своем суверенитете. Это принципиальное положение признано в Федеративном Договоре 1992 г., декларировано в конституциях республик, других принципиальных документах. В России, таким образом, сложилась ситуация, характерная сочетанием двух суверенитетов в рамках одного государства. Это сочетание проявляется в том, что суверенитет федеративного государства охватывает, покрывает собой суверенитет входящих в него республик, тоже объявивших о своем суверенитете. Сам по себе такой подход вполне приемлем при условии, что им не нарушаются исторически сложившееся государственное единство народов Российской Федерации, целостность ее территорий.







Сейчас читают про: