Причины социально-экономического и политического кризиса в Украине 2013 -2015 г.г

После 23 лет независимого существования Украины вместо устойчивого развития мы наблюдаем тяжелый социально- политический кризис. Он во многом является результатом глубокого и почти перманентного социально-экономического кризиса. Периоды относительной экономической и политической устойчивости длились короткими отрезками по два-три года, не давая ни бизнесу, ни домохозяйствам выстроить долгосрочные стратегии. Стартовые условия развития после приобретения независимости в 1991 году были одними из лучших в постсоветском мире, как в отношении географического положения, так и особенно в отношении человеческого капитала и материальных активов. Коррупция в центре и контроль олигархических кланов над регионами, перетягивание ресурсов от региона к региону через контроль власти в Киеве чрезвычайно затрудняли развитие. Проблемы национальной идентичности, отсутствие желания договариваться по ряду языковых и культурных вопросов между регионами и большими группами граждан затруднили функционирование центральной власти и ее отношения с соседними странами.

Из-за «перманентных» проблем выборов и коррупции вокруг политической власти мало что делалось в области развития инфраструктуры, выравнивания уровней развития регионов. Сложилась экономика, базирующаяся во многом на импорте сбережений от миллионов трудящихся за рубежом. У граждан постоянно возникало разочарование и недоверие к властям страны. Желание решать проблемы не в рамках обычного демократического процесса, а через давление на центральное правительство — «майдан».

Разрыв хозяйственных связей при распаде СССР не мог быть легко замещен включением в мировую экономику по причине огромной внешнеторговой взаимозависимости Украины и России, особенно по экспорту сколько-нибудь сложной машиностроительной (частично военной) продукции и по импорту энергоресурсов. Рентабельность ряда отраслей Украины зависит от цены импортного газа (как и состояние бюджета), но это во многом вопрос доходов «олигархов и чиновников», а не трудящегося населения — пятнадцать лет, предшествовавших росту цен в 2006 году, газ поставлялся на Украину по субсидированным ценам, но это не дало большого выигрыша семьям. Путь в Европу в качестве среднеразвитой страны зависел от поддержания сложности экспорта, производства, науки и образования, что оказалось проблемой для всего постсоветского пространства, но особенно для украинской экономики. Альтернатива теперь — дальнейшая (последняя) деиндустриализация ряда крупных городов и восточных районов страны, потеря «сложного» экспорта, стагнация на промышленном уровне развития.

  • На время обретения независимости Украина не имела собственной денежной системы, золотовалютных запасов. Все республики СССР не имели необходимого опыта работы на внешних рынках и многого другого, что является нормой для любой страны с рыночной экономикой.
  • Проблемы Чернобыльской зоны всё ещё отвлекали большие материальные ресурсы.
  • Большая часть уникальных производственных мощностей Украины (как и СССР в целом) были разворованы в ходе стихийной приватизации 1990-х годов и перестали функционировать. [123]
  • Весьма важным тормозом развития независимой Украины являлось то, что значительная часть правящей элиты Украины 1990-х (в государственных органах, в средствах массовой информации, на крупнейших предприятиях) не стремилась к строительству Украины как государства. Вследствие управленческого кризиса в верхах в 1992—1996 годах — падение ВВП, инфляция на Украине значительно превосходили аналогичные проблемы в России и Белоруссии; например, к августу 1996 года украинский купоно-карбованец девальвировал в сто тысяч раз по сравнению с августом 1991 года (когда была провозглашена независимость Украины), что во много раз превосходило инфляцию в России и Белоруссии.

Президентство В.Януковича пришлось на сложный период после мировой рецессии. Его политика не решила проблем страны — нужно отметить устойчивость коррупции, конфликт между олигархическими группами, обвинения его «личной» бизнес-группы в захвате собственности других групп. Использование положения во власти для быстрого формирования позиций промышленной группы были характерны и при прежних президентах. В данном случае эти процессы создали предпосылки для открытого конфликта, в котором в основе лежало недовольство населения коррупцией и неэффективным управлением, а фактор «неприсоединения» к Ассоциации с ЕС осенью 2013 года играл скорее роль предлога для мобилизации граждан частью олигархов против президентской власти. Модель развития оказалась довольно простой: олигархи контролируют доход нескольких крупных отраслей и борются за власть и контроль бюджета, семьи большинства регионов поддерживают свое потребление на переводах работающих из России и гастарбайтеров из ЕС.

Зависимость экономики страны от переводов трудовых мигрантов огромна, особенно личное потребление, что важно в периоды резкой девальвации валют (как в начале 2014 года), поскольку увеличивает номинальный ВВП и налоги (в гривнах), но главное — увеличивает номинальный доход в гривнах для получателей экспортных доходов и валютных переводов, что способствует выживанию семей и экспорту конкурентоспособной продукции. Неравномерность регионального развития огромна и переплетается с различиями по языку, странам работы мигрантов и т. п. Выравнивания не наблюдается — за два десятилетия быстро растет только Киев и его область. В конце 2013 года на Киев приходилось 35% произведенных услуг в ВВП, 54% выданных кредитов (с областью). Практически город изменил свой характер, стал опорой централизованной бюрократии с «национальной идеей». Уровень потребления (включая туристов и приезжих) примерно в два-три раза превышает национальный и следующие по уровню регионы. Борьба против федерализации или реформы межрегиональных налоговых отношений — естественное состояние такого центра.

В 2004 году итоги президентских выборов были не признаны оппозицией, обвинив победителя Виктора Януковича в массовых системных фальсификациях, что привело к началу массовых акций протеста, получивших название «Оранжевая революция», под давлением которой Верховный суд Украины отменил решение ЦИК о победе на выборах Виктора Януковича и назначил неконституционный третий тур президентских выборов, по результатам которых президентом был избран Виктор Ющенко.

Янукович вернулся к власти в 2006 году, когда он стал премьер-министром во время «Антикризисной коалиции». В 2010 году Янукович был избран президентом и сформировал новое правительство. 21 апреля Виктор Янукович подписал соглашение с президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым о продлении срока пребывания Черноморского флота Российской Федерации в Севастополе до 2042 года. 11 октября 2011 Печерский суд Киева приговорил бывшего премьер-министра Украины и основного соперника Януковича на президентских выборах, Юлию Тимошенко к семи годам заключения. 30 июля 2012 года Украина стала членом Зоны свободной торговли СНГ.

Экономический кризис в Украине:

- Отсутствие в стране консолидированной политической элиты, профессиональной, этической и национально ориентированной, способной и умеющей эффективно защищать национальные интересы.

- Низкое качество экономического управления страной из-за отсутствия у государственных чиновников необходимой профессиональной подготовки и опыта.

- Отсутствие у нации современных и четких представлений об обществе и государстве, о целях и средствах внешней и внутренней политики, о единственных приоритетах и ценностях. В Украине нет государственной стратегии, плана развития страны в условиях глобализации.

· Украина — страна, которой после распада СССР достался один из богатейших наборов ресурсов среди постсоветских стран — это рабочая сила, промышленность, земля, инфраструктура, порты. Но основная проблема состояла в управлении этими ресурсами. В стране отмечаются конфликты элит, а также коррупция, что препятствует развитию в стране демократического общества, а также приводит к недоверию населения к власти.

· Целое поколение страны не жило в условиях успешного или хотя бы стабильного экономического развития, что отразилось на его перспективах, поэтому эмиграция из страны высокая, как с Востока, так и с Запада.

· Украина по многим экономическим показателям отстает от своих ближайших соседей, что отчетливо видно и в 2000-х годах.

· В период кризиса 2008 года властями страны предпринималось недостаточно действий для оздоровления экономики, что отразилось не только в резком экономическом спаде, но и в падении курса гривны, росте внешнего долга и пр.

· Внешняя торговля Украины — это баланс между ЕС и Россией, которые являются крупнейшими торгово-экономическими партнерами страны. Ключевое отличие лежит в отраслевой структуре торговых балансов Украины с Россией и Евросоюзом.

· Подписание соглашения об ассоциации Украины и Европейского союза предполагает соблюдение множества европейских правил украинскими производителями, что элиты страны не учитывали.

· Проблема неравномерности развития регионов Украины — один из ключевых вопросов развития всей страны. Основания для экономической поддержки центром развития отдельных регионов не прозрачны и зачастую зависят от предпочтений руководства страны. В середине 2000-х годов серьезное перераспределение средств происходило в пользу Киева, который занимает значительную долю в сфере услуг страны при небольшой доле населения.

2013-2014

События Евромайдана, начавшиеся в ноябре 2013 года в связи с решением правительства Украины приостановить процесс подготовки к подписанию соглашения об ассоциации с Евросоюзом, вызвали острый политический кризис и в феврале 2014 года привели к смене государственной власти. 22 февраля президент Виктор Янукович был объявлен Верховной радой самоустранившимся от исполнения конституционных полномочий[124]. 23 февраля исполнение обязанностей президента Украины было возложено на председателя Верховной Рады Александра Турчинова[125]. 27 февраля бывшей оппозицией было сформировано временное правительство, которое возглавил Арсений Яценюк. Новое руководство Украины, поддержанное странами Запада, распорядилось возобновить процесс евроинтеграции[126]. 21 марта представители Евросоюза и Арсений Яценюк подписали политический блок Соглашения об ассоциации[127]. 27 июня была подписана экономическая часть Соглашения[128].

В противовес странам Запада, с энтузиазмом воспринявших политические перемены Украины, российское руководство отказалось признавать легитимность новых украинских властей, настаивая на том, что законным президентом Украины является Виктор Янукович, который, по мнению России, был смещён оппозицией в результате государственного переворота[129]. Президент России Владимир Путин обратился к Совету Федерации за разрешением на использование российских Вооружённых сил на территории Украины и получил такое согласие.

Уже в конце февраля — начале марта города Юго-Востока Украины охватили массовые общественно-политические акции против действий ультраправых националистических организаций, в защиту статуса русского языка, под антиправительственными, федералистскими[130], пророссийскими лозунгами[131].

В Крыму произошли масштабные обществено-политические изменения, итогом которых стало присоединение Крыма к России с образованием новых субъектов федерации — Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Большинство государств-членов ООН объявило о непризнании присоединения Крыма к России[132], а Украина объявила полуостров «временно оккупированным».

В апреле 2014 года было объявлено о создании Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. 15 апреля украинским руководством была начата военная операция против вооружённых отрядов сторонников ДНР и ЛНР[136]. 12 мая, в соответствии с результатами состоявшихся 11 мая референдумов, Донецкая и Луганская области Украины объявили о государственном суверенитете и образовании новых государств: Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, однако их результаты не получили международного признания.

25 мая на Украине состоялись внеочередные президентские выборы. Президентом уже в первом туре был избран Пётр Порошенко.

С апреля 2014 года в восточных областях Украины идут ожесточенные бои между украинской армией, национальной гвардией и вооружёнными формированиями добровольцев[137], с одной стороны, и вооруженными формированиями самопровозглашённых республик, с другой. 5 сентября в Минске после переговоров было достигнуто соглашение о прекращении огня, однако взаимные обстрелы продолжились.

16 сентября Верховная Рада Украины и Европейский парламент одновременно, пользуясь видеосвязью, ратифицировали соглашение об ассоциации Украины и ЕС[138].

Крупномасштабные боевые действия возобновились в районе Дебальцева и в донецком аэропорту в январе 2015 года. 12 февраля было подписано второе минское соглашение о прекращение огня, а 18 февраля украинские войска покинули Дебальцево.

По данным ООН, с апреля 2014 года до конца февраля 2015 года в Донбассе погибло более 6000 челове



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow