Основные сферы экономического сотрудничества

Важнейшим критерием экономической интеграции является рост взаимной торговли. Совместные усилия будут направлены на создание необходимых условий для всемерного наращивания взаимного товарооборота, равных условий конкуренции и на обеспечение преимущественного действия рыночных факторов.

Государства – участники СНГ признают необходимым в целях расширения взаимной торговли создать условия для обеспечения в рамках Содружества Независимых Государств свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В максимальной степени будут использованы потенциальные возможности производственной специализации и кооперирования в целях увеличения объемов производства конкурентоспособных отечественных товаров и услуг для поставки на внутренний рынок и рынки третьих стран.

Государства – участники СНГ примут меры по совершенствованию тарифного и нетарифного регулирования, анализу практики применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, применяемых государствами – участниками СНГ во взаимной торговле, подготовке предложений по их минимизации.

Стратегической целью в сфере промышленной политики являются сближение экономических и правовых основ развития промышленности государств – участников СНГ, формирование на этой основе приоритетов развития отдельных отраслей с учетом кооперационных связей, отраслевой специализации и мировых тенденций развития.

Достижение указанной цели будет осуществляться поэтапно, начиная с выработки общих экономических и правовых основ, оценки уровня участия отдельных государств в их реализации и формирования программ развития.

Основными направлениями промышленной политики являются:

– ускорение институциональных преобразований в промышленности;

– совершенствование структуры промышленного производства;

– усиление инновационной направленности развития промышленности;

– усиление кооперационных связей.

Представляются актуальными следующие шаги по развитию промышленных и кооперационных связей:

– выявление причин и факторов, тормозящих производственное сотрудничество;

– создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп;

– разработка и совместное внедрение высоких технологий, что будет способствовать производству продукции, конкурентной на внутреннем и мировом рынках;

– подготовка межгосударственных программ в областях, представляющих взаимный интерес;

– проведение как общих для всех государств – участников СНГ, так и региональных экономических форумов, конференций, ярмарок и выставок.

Развитие военно-экономического сотрудничества заинтересованных государств будет осуществляться путем взаимодействия национальных оборонно-промышленных комплексов при разработке, производстве, модернизации, ремонте, обеспечении эксплуатации и утилизации продукции военного назначения, а также диверсификации и конверсии военного производства.

В сфере топливно-энергетического комплекса взаимодействие государств – участников СНГ будет осуществляться по следующим направлениям:

– сотрудничество государств – участников СНГ в области производства, транзита и реализации энергоресурсов путем проведения согласованных мер;

– развитие и укрепление технологической основы функционирования электроэнергетики на базе параллельно работающих энергосистем государств – участников СНГ;

– формирование общего электроэнергетического рынка государств – участников СНГ;

– развитие транснациональных транспортных энергетических сетей;

– развитие малой гидроэнергетики с учетом мирового опыта;

– разработка перспективной программы взаимодействия в развитии атомной энергетики, предусматривающей оценку потенциальных возможностей атомной энергии как альтернативного источника энергии в системе общего энергопотребления в государствах – участниках СНГ; создание условий безопасной эксплуатации АЭС, добыча и производство топлива, утилизация радиоактивных отходов, вывод установок из эксплуатации, радиологическая защита; анализ инвестиционных возможностей в рамках частного и государственного партнерства в развитии атомной энергетики;

– проведение согласованных мер, направленных на обеспечение энергетической безопасности и взаимодействие государств – участников СНГ в случае возникновения кризисных ситуаций в топливно-энергетическом комплексе;

– расширение взаимовыгодного сотрудничества в освоении месторождений углеводородного сырья на территории государств – участников СНГ и создание соответствующей инфраструктуры для его переработки и транспортировки;

– согласование действий экспортеров, транзитеров и импортеров топливно-энергетических ресурсов;

– разработка и осуществление международных проектов в области диверсификации источников получения углеводородного сырья;

– наращивание технических возможностей использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, создание условий для производства соответствующего оборудования на предприятиях государств – участников СНГ;

– совершенствование производственной базы топливно-энергетического комплекса, создание новых энергетических мощностей.

Ставится задача определить новые подходы к взаимодействию в области повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на основе применения мирового опыта. Будут актуализированы национальные энергетические программы государств – участников СНГ в части повышения их эффективности и энергосбережения, использования альтернативных видов энергетических ресурсов и решения экологических проблем.

В агропромышленной сфере государства – участники СНГ активизируют работу по формированию общего аграрного рынка в целях обеспечения населения продовольствием, дальнейшего развития взаимной торговли продовольствием, сельскохозяйственным сырьем, техникой и оборудованием.

Это будет обеспечиваться реализацией следующих мер:

– развитие производственной базы агропромышленного комплекса государств – участников СНГ, улучшение обеспечения сельскохозяйственной техникой, машинами и оборудованием сельских товаропроизводителей за счет широкого внедрения лизинговых операций;

– последовательная интеграция рынков зерна, сахара, мясомолочной и плодоовощной продукции;

– реализация согласованной аграрной политики большинства государств – участников СНГ, направленной на расширение и развитие взаимной торговли продовольствием;

– формирование балансов производства и потребления основных видов продовольствия;

– реализация высокотехнологичных проектов, позволяющих ускоренными темпами обеспечить значительный прирост производства важнейших видов продовольствия;

– создание взаимовыгодного таможенного режима между государствами – участниками СНГ, позволяющего создать благоприятные условия для развития национальных сельскохозяйственных рынков;

– проведение межрегиональных ярмарок, обеспечивающих беспрепятственный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам, и сокращение числа посредников на пути движения сельскохозяйственных товаров от производителя к потребителю;

– разработка совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств – участников СНГ и контроля качества продовольствия.

Необходимым условием стратегического развития взаимодействия в сфере транспорта является системное и последовательное совершенствование проводимой государствами – участниками СНГ согласованной транспортной политики путем осуществления следующих приоритетных направлений:

– формирование на пространстве СНГ сети транзитных транспортных магистралей континентального значения, транс- и евроазиатских транспортных коридоров;

– повышение эффективности тарифной политики;

– разработка концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств – участников СНГ;

– устранение негативного влияния фискально-административных барьеров при осуществлении международных автомобильных грузовых перевозок;

– гармонизация национальных систем организации воздушного движения государств – участников СНГ в соответствии со Стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО, создание условий для развития авиационных перевозок;

– повышение уровня взаимодействия между различными видами транспорта при осуществлении международных перевозок;

– совершенствование нормативно-правового обеспечения сотрудничества в области транспорта;

– формирование согласованной политики в области транспортной безопасности и защиты окружающей среды.

При осуществлении деятельности по реализации указанных приоритетных направлений предполагается разработать мероприятия, направленные на решение следующих основных задач:

– подготовка проекта межправительственного соглашения о согласованном развитии транспортных коридоров на пространстве СНГ;

– разработка и реализация комплекса мер по согласованному развитию участков сложившейся системы международных транспортных коридоров на территории государств – участников СНГ, повышению эффективности использования транспортной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности транспортных проектов;

– содействие в ускорении процедур пересечения границы;

– разработка и реализация комплекса мер по созданию общей системы технологического, таможенного, информационно-логистического и сервисного обеспечения перевозок грузов на участках международных транспортных коридоров;

– разработка комплекса мер по регулированию согласованной тарифной политики;

– формирование нормативно-правовой базы, регулирующей принципы ценообразования на услуги транспорта в международном сообщении между государствами – участниками СНГ;

– продолжение работы по оптимизации и повышению эффективности взаимного использования вагонов железнодорожными администрациями;

– формирование рынка транспортных и экспедиторских услуг на пространстве железных дорог колеи 1 520 мм;

– согласование основных направлений развития рынка международных автотранспортных услуг государств – участников СНГ;

– разработка согласованных предложений по улучшению состояния транспортной инфраструктуры автомобильных дорог СНГ;

– разработка и реализация скоординированных национальных программ по поэтапной интеграции в европейскую и мировую аэронавигационные системы;

– создание экономических условий, стимулирующих развитие парка воздушных судов;

– совершенствование механизмов регулирования и надзора в области обеспечения безопасности полетов и развитие международной системы независимого расследования авиационных происшествий;

– осуществление разработок, направленных на транспортно-логистическое обеспечение взаимодействия видов транспорта при осуществлении международных перевозок;

– формирование системы мультимодальных транспортно-логистических центров;

– совершенствование системы информационного обмена, учета и документооборота на основе использования международных стандартов и нормативов;

– разработка и принятие в рамках СНГ международных договоров, создающих правовые условия для реализации приоритетных направлений транспортного сотрудничества;

– дальнейшая гармонизация законодательства государств – участников СНГ в сфере транспорта, в том числе в целях обеспечения интеграции в европейскую и азиатскую транспортные системы.

Реализация указанных приоритетных направлений предусматривает конкретизацию задач сотрудничества в каждом виде транспорта и преемственность в использовании сложившихся отраслевых межгосударственных связей.

Государства – участники СНГ признают необходимым осуществлять управление процессом ресурсо- и энергосбережения, создавая такие правовые условия, при которых максимально возможное замещение природного сырья, в частности минерального, вторичными ресурсами было бы привлекательным и экономически выгодным.

Экономическое развитие государств – участников СНГ будет осуществляться в рамках совершенствования технологий до уровня, позволяющего проводить абсолютное сокращение удельного расхода сырья и отходов на единицу продукции и обеспечивать создание системы рециркуляции вторичных ресурсов, снижение воздействия на природную среду.

Это предполагает переход к рациональному использованию ресурсов, включающему:

– создание, внедрение и использование ресурсосберегающих технологий;

– создание принципиально новых высокоэффективных видов материалов, выступающих заменителями природных аналогов;

– сокращение потерь природно-сырьевых ресурсов на всех стадиях их переработки и использования;

– увеличение объема использования отходов на всех стадиях производства продукции;

– развитие альтернативных источников энергии, в том числе нетрадиционных и возобновляемых источников.

В сфере валютно-финансового сотрудничества дальнейшее поддержание позитивных тенденций во многом будет определяться результатами формирования фондового рынка СНГ, а также создания интегрированного валютного рынка, основная цель которого – построение эффективной инфраструктуры для проведения конверсионных операций с национальными валютами и в конечном счете для значительного увеличения их использования во взаимных расчетах.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития валютно-финансового сотрудничества государств – участников СНГ являются:

– создание правовых основ взаимного допуска банков-резидентов государств – участников СНГ на валютные рынки друг друга в целях проведения конверсионных операций для обслуживания взаимных внешнеэкономических связей;

– разработка и реализация основных принципов политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах – участниках СНГ для сближения их национального валютного законодательства с учетом международной практики;

– разработка и осуществление мер по либерализации рынка финансовых услуг в целях предоставления хозяйствующим субъектам и финансовым учреждениям свободного доступа на рынки финансовых услуг государств – участников СНГ;

– определение и принятие порядка согласования основных макроэкономических показателей развития экономики государств – участников СНГ, первоначально предусматривающего рекомендательный характер его применения;

– развитие взаимодействия в области информационно-аналитического и консультативного сотрудничества между центральными (национальными) банками;

– повышение роли Межгосударственного банка, в том числе за счет ориентации его деятельности на финансирование программ развития в государствах – участниках СНГ;

– совершенствование надзора за деятельностью банков и иных кредитно-финансовых организаций;

– дальнейшее расширение использования национальных валют государств – участников СНГ в практике взаимных трансграничных расчетов;

– создание условий для функционирования надежных и эффективных механизмов денежных переводов граждан государств – участников СНГ с использованием широкой сети корреспондентских отношений между коммерческими банками государств – участников СНГ, международных систем переводов и других современных информационных технологий.

Предусматривается проведение регулярных консультаций руководителей финансово-экономических органов и центральных банков государств – участников СНГ в целях выработки совместных решений по минимизации влияния мировых финансовых кризисов.

В области сотрудничества налоговых органов государств – участников СНГ предполагается взаимодействие по следующим основным направлениям:

– дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в целях создания благоприятных правовых и экономических условий для субъектов хозяйственной деятельности, повышения конкурентоспособности экономики государств – участников СНГ и налаживания взаимовыгодных экономических связей на многосторонней основе;

– согласование основных направлений налоговой политики государств – участников СНГ;

– мониторинг практики применения налоговыми органами государств – участников СНГ соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения;

– подготовка предложений по унификации форм и методов налогового контроля;

– обмен информацией между налоговыми органами государств – участников СНГ в целях соблюдения налогового законодательства, предупреждения и пресечения налоговых правонарушений, предотвращения легализации доходов от незаконной деятельности;

– совершенствование форм международного налогового сотрудничества в области обмена информацией;

– организация подготовки и переподготовки кадров налоговых служб государств – участников СНГ в соответствии с международными стандартами и требованиями.

Сотрудничество таможенных органов государств – участников СНГ предполагается развивать по следующим основным направлениям:

– поэтапное сближение таможенного законодательства государств – участников СНГ на базе требований Всемирной таможенной организации;

– гармонизация таможенного законодательства государств – участников СНГ на базе вступивших в силу и действующих либо готовящихся к вступлению в силу новых таможенных кодексов, положения которых основаны на мировом опыте и положениях международных договоров, в том числе Киотской конвенции;

– инвентаризация международно-правовой базы СНГ в таможенной сфере;

– устранение барьеров при транзите грузов, содействие внедрению современных информационных технологий для предварительного декларирования грузов и транспортных средств.

Межгосударственное инновационное сотрудничество государств – участников СНГ является объективной необходимостью и предполагает:

– создание межгосударственного инновационного пространства, объединяющего ресурсы национальных инновационных систем, придающего системный характер инновационному развитию и способствующего использованию научно-технических разработок и изобретений;

– усиление инновационной компоненты экономического роста на основе формирования национальных инновационных систем и межгосударственных инновационных проектов;

– осуществление мер по созданию импортозамещаемых производств в отдельных сегментах экономики;

– увеличение доли отраслевой, академической и вузовской науки в формируемых системах научно-технических и инновационных фондов;

– формирование полноценного рынка нано- и биохимической продукции, новых материалов и лекарственных средств.

Сотрудничество в сфере информатизации предполагает создание рамочной программы сотрудничества, которая будет осуществляться через целевые программы международного сотрудничества по согласованным сферам деятельности. Получит дальнейшее развитие комплекс мер по проведению согласованной научно-технической, организационно-правовой и экономической политики в этой области.

Основными направлениями сотрудничества в данной сфере являются:

– создание национальных информационно-маркетинговых центров с объединением их в межгосударственную сеть для продвижения конкурентоспособных товаров и услуг;

– внедрение новых технологий и совершенствование процессов стандартизации, сертификации, лицензирования и координации работ по управлению качеством услуг;

– развитие и совершенствование рыночных отношений за счет либерализации рынка услуг;

– развитие потенциала частного предпринимательства;

– сотрудничество в области внедрения информационных технологий паспортно-визовых документов нового поколения;

– обеспечение доступности современных информационно-коммуникационных услуг для населения.

Государства – участники СНГ будут углублять и расширять сотрудничество в космической сфере путем:

– реализации комплекса мероприятий по развитию взаимовыгодной производственной, технологической и научной кооперации;

– выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере исследования и использования космического пространства в рамках межгосударственных программ с учетом наибольшей экономии при общем использовании ресурсов и результатов научных исследований;

– использования и развития глобальных навигационных спутниковых систем;

– проведения исследований космического пространства, включая астрофизические исследования и изучение планет;

– создания и развития наземной космической инфраструктуры;

– объединения усилий государств – участников СНГ для продвижения продукции космического назначения на внутренние и мировой рынки;

– предоставления коммерческих услуг по проведению запусков космических объектов государств – участников СНГ, третьих стран и международных организаций;

– развития конверсионной деятельности с использованием космических технологий;

– проведения исследований в области космической медицины и биологии.

Осуществление выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности позволит значительно расширить круг участников программ и проектов межгосударственного взаимодействия, а также предоставит возможность активизировать и сделать эффективным взаимодействие органов отраслевого сотрудничества СНГ.

Этот вид деятельности будет ориентирован на отрасли, определяющие научно-технический прогресс, в том числе информационно-коммуникационные технологии, альтернативные источники энергии, нанотехнологии, новые конструкционные материалы, оборудование и материалы для производства новых лекарственных средств.

В целях развития торгово-экономических отношений и повышения эффективности взаимодействия в экономической сфере будет проводиться работа по созданию постоянно действующих выставок государств – участников СНГ.

При разработке и реализации национальной стратегии экономического развития государства – участники СНГ будут учитывать направления, предусмотренные Стратегией, а также другие направления, обеспечивающие развитие человеческого капитала, энергетическую, продовольственную, демографическую и экологическую безопасность.

Заключение

Реализация Стратегии позволит: более полно использовать социально-экономический потенциал каждого государства – участника СНГ и Содружества в целом, расширить их равноправное, взаимовыгодное и многоплановое сотрудничество, устойчиво наращивать взаимные экономические связи; повысить конкурентоспособность экономики каждого государства – участника СНГ, противостоять рискам и угрозам финансовых кризисов; обеспечить выход на качественно новый уровень развития, усилить позиции государств – участников СНГ в мировой экономике, способствовать приближению уровня благосостояния граждан к стандартам развитых стран.

Осуществление Стратегии экономического развитии позволит государствам – участникам СНГ достичь следующих основных параметров:

– рост реального ВВП – в 2,4–2,7 раза;
– рост объемов взаимной торговли – в 2,5–3 раза;
– рост производительности труда – в 2,5–3 раза;
– снижение энергоемкости единицы ВВП – на 70 %;
– расходы на науку на конец периода, % к ВВП – 3–4;
– расходы на образование на конец периода, % к ВВП – 5–6;
– расходы на здравоохранение на конец периода, % к ВВП – 5–6;
– увеличение доли государств – участников СНГ в мировой экономике – на 4,5–5 %;
– рост реальных доходов на душу населения – в 3,3–3,7 раза;
– децильный коэффициент доходов (соотношение 10 % богатого населения к 10 % бедного) – не более чем в 5 раз.

Реализация Стратегии будет осуществляться посредством разработки планов по ее выполнению, в которых будут отражаться качественные особенности каждого этапа. По приоритетным направлениям экономического сотрудничества будут разрабатываться отдельные отраслевые (секторальные) программы.

Комплексность запланированных мероприятий позволит максимально скоординировать деятельность государств – участников СНГ по обеспечению целенаправленных и согласованных действий по всем направлениям выполнения положений Стратегии.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Азербайджанской Республики

Азербайджанская Республика принимает положения Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года с учетом их соответствия национальному законодательству и международным обязательствам Азербайджана.

Азербайджанская Республика не принимает положения Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, направленные на координацию внешнеэкономической деятельности и взаимосогласованные действия в этом направлении, совместное использование финансовых ресурсов государств – участников СНГ, проведение согласованной экономической политики, координацию национальных программ, проведение согласованной политики в сфере информационного обеспечения и гармонизацию национальных законодательств государств – участников СНГ.

Никакие из прав, обязанностей и положений, изложенных в Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, не будут применяться Азербайджанской Республикой в отношении Республики Армения до освобождения всех оккупированных территорий Азербайджанской Республики и полного устранения последствий агрессии.

Азербайджанская Республика считает нецелесообразным осуществление транзита и реализацию энергоресурсов путем проведения согласованных действий, поскольку это является суверенным правом каждого государства – участника СНГ.

Азербайджанская Республика будет принимать отдельное решение о своем участии в реализации каждого из разделов и пунктов Стратегии экономического развития СНГ до 2020 года.

Премьер-министр Азербайджанской Республики А. Раси-заде

ВОЗРАЖЕНИЕ
Республики Армения
против Особого мнения Азербайджанской Республики

Республика Армения не принимает Особое мнение Азербайджанской Республики по Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, так как оно несовместимо с объектом и целями указанного документа, а также искажает суть проблемы Нагорного Карабаха в вопросе истинных причин и последствий конфликта, возникших вследствие применения Азербайджанской Республикой военной силы против свободно изъявленной воли народа и агрессии в отношении НКР.

Премьер-министр Республики Армения Т. Саркисян

ОГОВОРКА
Республики Молдова

Республика Молдова будет участвовать в реализации Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, за исключением положений, предусматривающих гармонизацию и унификацию национальных законодательств, а также формирование единого информационного и гуманитарного пространства в рамках СНГ, в связи с тем, что данные меры противоречат международным обязательствам Республики Молдова.

Республика Молдова не считает себя связанной обязательствами, исходящими из положений Стратегии относительно военно-экономического сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств.

Настоящее Решение вступит в силу для Республики Молдова после выполнения внутригосударственных процедур.

Премьер-министр Республики Молдова З. Гречаный

ОГОВОРКА
Украины

За исключением положений, которые могут противоречить стратегическим приоритетам и правовым параметрам интеграции Украины в ЕС и договорным обязательствам, взятым Украиной, как членом ВТО, а также касающихся:

– гармонизации и сближения национальных законодательств в рамках СНГ;

– создания интегрированного валютного рынка;

– интеграции системы образования в рамках СНГ;

– формирования общих гуманитарного и экономического пространств государств – участников СНГ;

– формирования общего электроэнергетического рынка государств – участников СНГ и развития интеграции евразийского электроэнергетического пространства, транснациональных транспортных энергетических систем;

– формирования общего рынка труда;

– формирования межгосударственного рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: