Влияние сепарации (разлуки) с матерью на психическое развитие ребёнка раннего возраста – вызывает феномен госпитализма.
Исследование Рене Шпица: полагал, что разлука с близким взрослым приведёт к серьёзным нарушениям в развитии. сравнивал развитие двух групп детей от 6 мес. до 3 лет. Первая группа – здоровые дети, лишённые родителей, воспитывались в домах ребёнка. Вторая группа – «тюремные ясли» – дети, воспитывавшиеся в тюрьмах (матери – заключённые). Во второй группе дети находились в менее благоприятных условиях, чем в первой, а также уступали в развитии детям из первой группы. Исследование показало, что к возрасту 1 года дети из первой группы демонстрировали задержку психического развития (наиболее страдали эмоциональная сфера, моторная сфера; некоторые умирали), а дети из второй группы достигали уровня нормы и обгоняли в развитии детей из первой группы.
Признаки эмоциональной депривации: у ребенка бессмысленный и безразличный взгляд, устремленный вверх, он мало двигается, вял, апатичен, не испытывает интереса к окружающему.
Чтобы ребенок и психологически, и физически развивался нормально, необходимо не только правильно ухаживать за ним, обеспечивая физический комфорт, но и общаться, создавая атмосферу эмоционального комфорта.
От своевременного выявления признаков депривации зависит и эффективность коррекционно-терапевтических и исправительных мероприятий.
Предметная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем возрасте. Развитие предметно-орудийных действий, их значение для психического развития.
Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности. Иными словами, оно происходит в момент объяснения правильности употребления того или иного предмета. Общение развивается интенсивно и становится речевым, потому что овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным.
Предметно-манипулятивная деятельность, по мнению Д. Б. Эльконина, развивается по двум направлениям. С одной стороны, по направлению от совместного со взрослыми выполнения действия до самостоятельного выполнения.
С другой стороны, со временем происходи т развитие средств и способов, которые использует ребенок при осуществлении одного и того же предметного действия. Развитие средств и способов ориентации ребенка в условиях осуществления действия. Она проходит несколько этапов. Первый этап состоит:
а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами);
б) использовании предмета, когда еще не сформированы способы его применения, например, ребенок понимает, для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко;