Развитие ориентировки в пространстве и времени, восприятие формы

O Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает трехлетний ребенок, связаны с его собственным телом. Оно является для него центром, «точкой отсчета», по отношению к которой ребенок только и может определить направления («Этой рукой я кушаю, рисую, здороваюсь. Значит, она правая»).

O Определить положение других частей тела в качестве «правых» или «левых» удается ребенку только по отношению к положению правой руки.

O Другие направления пространства (спереди, сзади) ребенок тоже относит только к себе. Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в том, что дети начинают выделять отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими и т. д.).

O Большое значение в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами и овладении умением их определять имеет продуктивная деятельность. Строя из кубиков, ребенок моделирует не только формы, но и пространственные отношения. Он учится передавать их в рисунке, определенным образом располагая изображения людей и предметов на листе бумаги.

Восприятие формы

O Воспринимая геометрическую форму, младший дошкольник, как правило, отождествляет ее с предметом (квадрат часто называет «окошечком», «кубиком» и т. д.; круг – «мячиком», «баранкой», «колесиком» и т. д.).

O Средние и старшие дети проявляют потребность разобраться во встречающихся формах. Они пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от имеющегося у него представления о разных формах.

O Опредмечивание, характерное для детей раннего и младшего детского возраста, заменяется уподоблением (квадрат – «как кармашек», «как калитка»; овал – «как огурчик», «как яичко» и т. п.).

Ориентировка во времени

В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте ребенок еще не ориентируется во времени.

O Ребенок живет во времени, его организм определенным образом реагирует на течение времени – в известное время суток ему хочется есть, спать и т. д., но сам ребенок время долго не воспринимает.

O Время текуче, оно не имеет наглядной формы, с ним невозможно совершать действия – любые действия происходят во времени, а не со временем.

O Из частей суток дети легче всего определяют ночь и утро, несколько труднее – вечер и день.

O Что касается представлений о больших исторических периодах, последовательности событий во времени, длительности жизни людей, существования вещей и т. п., то они на всем протяжении дошкольного возраста остаются обычно недостаточно определенными – у ребенка нет для них подходящей мерки, нет опоры на личный опыт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: