double arrow

Способы разучивания комплексов упражнений


При составлении комплекса упражнений должны быть учтены его назначение (разминка, развитие физических качеств, разучивание конкретных элементов, исправление осанки и т.п.) и контингент (возраст, пол, уровень подготовленности).

Требования к составлению комплекса:

1. Разносторонность воздействия на занимающихся.

2. Последовательное (поочередное) включение в работу различных частей тела.

3. Постепенное нарастание нагрузки.

В уроках гимнастки реализуется несколько схем упражнений:

1. Последовательность воздействия упражнений «сверху–вниз», при котором вначале идут упражнения для рук и плечевого пояса, затем для туловища, шеи и для тазового пояса и ног.

2. Последовательность воздействия в обратном порядке – «снизу–вверх».

3. Упражнения чередуются сериями – «руки – ноги – туловище» или «руки – туловище – ноги». Таких серий в комплексе несколько (3–5) и в каждой из них упражнения меняются по направленности воздействия. Например, если в первой серии участвовали мышцы брюшного пресса, то во второй – мышцы спины. Если в первой серии выполнялись упражнения на силу –приседания, то во второй на растягивание – махи ногами.




4. Упражнения чередуются, исходя из принципа от мелких суставов к крупным (кисти – стопы, локти – колени, плечи – таз, позвоночник).

Выделяют три способа обучения комплексам общеразвивающих упражнений – раздельный, поточный и проходной.

Прираздельном способекомплекс выполняется с паузами между упражнениями, во время которых преподаватель знакомит занимающихся с очередным упражнением.

При поточном способевесь комплекс выполняется слитно, без пауз. При этом способе преподаватель использует главным образом показ, называя лишь основные движения. Ведя подсчет преподаватель обращает внимание группы на окончание упражнения словами « последний раз», а сам, не прекращая подсчет, принимает исходное положение для следующего упражнения. Занимающиеся, закончив предыдущее упражнение, быстро принимают новое исходное положение и сразу же вместе с преподавателем начинают следующее упражнение. Поточный способ очень экономичен по времени, очень нагрузочен, но требует хорошей подготовки от преподавателя, знания широкого круга упражнений и быстрого их выбора. Поточный способ используют главным образом при проведении знакомых занимающимся, несложных упражнений. Возможности для обучения новым движениям здесь ограничены.

Разновидностью поточного способа является серийный, при котором поточно проводится не весь комплекс, а только серия из нескольких упражнений. После паузы выполняется следующая серия и т.д. При проведении этим способом можно построить серию, состоящую из одного упражнения, выполняя несколько вариантов его с изменением амплитуды, направления, вводя дополнительные движения с целью более качественной проработки мышечно–связочного аппарата.



Проходной способзаключается в выполнении упражнений в движении при последовательном (через 2–4–8 счетов) прохождении через зал разомкнутых шеренг, выполняющих упражнения. Каждая шеренга, достигнув противоположной стороны, самостоятельно прекращает упражнение и, разделившись пополам, двигаясь налево и направо в обход, быстро возвращается обратно в исходное положение. Когда все шеренги закончат прохождение и вернутся в исходное положение, преподаватель показывает новое упражнение. Высоко эффективен вариант проходного способа обучения комплексам упражнений при движении колонны в обход с дистанцией в 2–3 шага.

Примерные упражнения:

1. И.п. – о.с. 1–4 – три шага вперед и приставить ногу, 5– упор присев, 6 – упор лежа, 7 – упор присев, 8 – о.с.

Вступление в упражнение каждой шеренги – через 8 счетов.

2. И.п. – о.с. руки в стороны. 1 – мах правой с хлопком в ладони под ногой, 2 – шаг правой вперед, руки в стороны. 3 – мах левой вперед с хлопком в ладони под ногой. 4 – шаг левой вперед, руки в стороны.



Вступление каждой шеренги через 4 счета.

3. И.п. – о.с. 1–3 – три шага вперед. 4 – шагом правой в сторону стойка ноги врозь, руки в стороны. 5–7 – 3 пружинящих наклона вперед, касаясь ладонями пола. 8– приставляя правую, о.с.

Вступление каждой шеренги через 8 счетов.

4. И.п. – о.с. руки на пояс. 1–прыжок вперед ноги врозь. 2–прыжок вперед ноги вместе.

Вступление каждой шеренги через 2 счета.

Регулирование нагрузки. Величина нагрузки прежде всего зависит от количества упражнений в комплексе и их содержания. Нагрузка может регулироваться за счет изменения исходных упражнений, количества повторений каждого упражнения, интервалов отдыха между упражнениями.

В зависимости от вида занятий количество упражнений может колебаться от 8–12 (комплекс гигиенической гимнастики) до 50 и более (комплекс ритмической гимнастики).

Упражнения с участием малого количества мышц оказывают меньшую нагрузку, чем упражнения с работой многих мышечных групп. Это необходимо учитывать при определении дозировки.

Величина нагрузки в значительной мере обуславливается исходным положением. Так, сгибание рук в упоре лежа с опорой руками о скамейку значительно легче, чем при опоре о нее ногами. Переход в сед из положения лежа на спине с закрепленными ногами значительно труднее, если руки подняты вверх и легче, если они фиксированы на поясе.

Количество повторений должно быть таким, чтобы упражнение оставило «след». Если у занимающихся не возросла частота сердечных сокращений, не началось потоотделение, пользы от него будет мало.

Чтобы активизировать внимание, повысив интерес занимающихся к упражнениям, можно рекомендовать следующие методические приемы:

1. Выполнение упражнения в изменяющемся темпе, с ускорением или замедлением темпа.

2. Выполнение упражнения в разном ритме. Например, 1–2 – присед, 3–4 – встать; 1 – присед, 2–4 – встать; 1–3 – присед, 4 – встать.

3. Чередование выполнения упражнения с подсчетом и без подсчета.

4. Смена мест занимающихся в колоннах или шеренгах на заданный счет в процессе выполнения упражнения. Например, и.п. – о.с.; 1– присед, руки в стороны; 2– и.п. 3–6 – повторить дважды счет 1–2. 7–8 – бегом поменяться местами: 1-я колонна со 2-й, 3-я колонна с 4-й.

5. Выполнение упражнения лицом в разные стороны или с закрытыми глазами.

6. При выполнении упражнений с предметами передавать их другому занимающемуся на заданный счет. Например: и.п. – стоя в кругу, палка внизу. 1– присед, палку вперед. 2 – и.п. 3–4 – передать палку партнеру справа.







Сейчас читают про: