Освоение рационального согласования движений с дыханием

Выполнение общеразвивающих упражнений удачная модель для овладения основными типами дыхания и рациональным сочетанием дыхания и движений. Различают три типа дыхания: грудной (реберный), брюшной (диафрагмальный) и смешанный. При грудном типе дыхания вдох обеспечивается интенсивным сокращением межреберных мышц, а выдох (опускание ребер) – расслаблением их. При брюшном типе дыхания дыхание осуществляется за счет диафрагмы. Опускание купола диафрагмы – вдох, поднимание – выдох.

Смешанный тип дыхания обеспечивает оптимальный режим использования инспираторной (вдыхательной) и экспираторной (выдыхательной) мускулатуры в самых разнообразных условиях мышечной деятельности.

Дыхание и движение тесно взаимосвязаны. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений следует соблюдать некоторые методические правила, что позволит достичь экономизации энергетических затрат, а вместе с тем сделать движения более пластичными, четкими.

Различают несколько групп упражнений, для каждой из которых характерны особые соотношения между дыханием и движениями.

Первая группа – это простые по форме упражнения, выполняемые размеренно, без значительного напряжения. Позы и движения в таких упражнениях, при которых расширяется грудная клетка, с анатомической точки зрения благоприятствуют вдоху. И наоборот, позы и движения, при которых объем грудной клетки уменьшается, благоприятствуют выдоху.

Пример: И.п. – о.с.;

1 – руки в стороны (вдох);

2 – и.п. (выдох).

Разумно использовать анатомические предпосылки для вдоха и выдоха.

Первое методическое правило: если движения руками, ногами, туловищем в упражнении разнонаправленны по своему воздействию, то вдох и выдох следует совершать в соответствии с доминирующим влиянием движений.

Пример: И.п. – о.с. (вдох);

1–2 – согнуть правую вперед, руки за голову (выдох);

3–4 – и.п. – вдох.

В данном примере доминирующим движением является сгибание бедра. Оно воздействует на диафрагму, перемещая ее вверх и тем самым повышая внутрибрюшное давление.

Вторая группа упражнений включает силовые и скоросно–силовые движения. Это наклоны с отягощением, энергичные (акцентированные) движения с гантелями, сгибания – разгибания туловища в положении лежа, прыжки вверх со взмахом рук и т.п. В этих упражнениях доминирующим фактором влияния движений на дыхание являются не анатомические, а физиологические посылки, обуславливаемые степенью необходимого напряжения мышц, обеспечивающих движение.

Второе методическое правило, таким образом, рекомендует фазы приложения небольших мышечных напряжений сочетать с выходом, а вдох совершать тогда, когда напряжение падает.

Пример: И.п. – лежа на животе, руки за голову;

1–2 – прогнуться, руки в стороны;

3–4 – и.п.

Здесь прогибание с анатомических позиций выгодно для вдоха, но реализовать эту возможность не удается, т.к. фактор напряжения мышц в своем влиянии на дыхание оказывается более весомым.

Третья группа упражнений объединяет ходьбу, бег на месте или трусцой, непринужденные движения танцевального характера, при которых имеются хорошие условия для полного ритмичного дыхания.

Третье методическое правило – ориентир к тому, что ритм дыхания в такого рода упражнениях каждый занимающийся должен подобрать самостоятельно, сообразно своим функциональным возможностям. Оптимальное соотношение – 2–3 шага или легких подскока – вдох, 2–3 последующих – выдох.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: