Поздняя Римская империя. Доминат. Реформы Диоклетиана и Константина

Реформы императора Диоклетиана. Установление системы Домината.

Кризис III в. до основания потряс Империю, поставил Римскую средиземноморскую державу на край гибели. К концу III в. он стал ослабевать, хотя к моменту прихода к власти Диоклетиана социально-политическая обстановка в Империи была еще достаточно сложной. В Галлии бушевало восстание багаудов. Восставшие галльские земледельцы, колоны, беглые рабы, представители местных племен, которых поддерживали воинские части, укомплектованные из местных жителей, контролировали значительную часть Центральной Галлии, создали собственную организацию управления и даже избрали своих императоров — Аманда и Элиана (их имена сохранились в источниках). Багауды уничтожили римскую администрацию, громили виллы галльских и римских магнатов.

Воспользовавшись напряженным положением в Галлии, начальник римского флота в Британии Караузий в 287 г. объявил себя императором, захватил Британию и северо-западное побережье Галлии. Неспокойно было в Мавритании, где волновались племена берберов, бедные земледельцы, колоны. Племенные союзы франков и алеманов угрожали прорывом рейнской границы. На Евфрате хозяйничали персидские войска. Новому императору пришлось решать сложные задачи по стабилизации общей обстановки.

Для подавления восстания багаудов, восстановления спокойствия в Галлии и на рейнской границе был послан опытный полководец Максимиан, который в 286 г. провозглашается августом, т. е. полномочным соправителем Диоклетиана с правом управлять западной половиной Империи, избравший своей столицей город Медиолан. Сам Диоклетиан обосновался в Никомедии, расположенной относительно близко от угрожаемых границ на Дунае и Евфрате, управлял восточной половиной Империи, включая Балканский полуостров. Разделение управления Империей между двумя соправителями было началом целого ряда крупных реформ, проведенных Диоклетианом, которые привели к серьезным изменениям в государственной и социально-экономической структуре римского общества в IV —V вв.

Хронология. 284-476. Доминат продолжался с момента вступления на престол Диоклетиана (284) до свержения последнего римского императора Ромула Августула (476). Именно в этот период происходило разложение и перерождение античных структур, зарождение новых.

Предпосылки реформ Диоклетиана. После кризиса III в. когда Диоклетиан пришел к власти ситуация в империи была очень сложна и нестабильна, бушевали восстания. Диоклетиану предстояло провести реформы. Наконец то монархия перестала рядиться в одежды республики.

Тетрархия. Для подавления галльского восстания был послан опытный полководец Максимиан, который добился успеха и в 286 г. стал соправителем Диоклетиана. Это была его первая реформа. Теперь управление империей осуществлялось из двух центров – Никомедии и Медиолана. Позже в 293 и этого разделения оказалось недостаточно и Диоклетиан назначил обоим августам по Цезарю: себе Галерия (Сирмиум; Балканы кроме Фракии), Максимиану – Хлора (Трир; Галлия и Британия). Все это было скреплено династическими браками. Преимущество имел старший август. Через 20 лет оба августа должны были отречься в пользу цезарей, а те – назначить себе цезарей и т.д. Эта система называется тетрархией.

Культ августов. Был создан императорский культ (заимствован у персов), что повысило авторитет власти и затруднило покушения.

Денежная реформа. Попытался нормализовать денежное обращение и выпустил хорошую золотую монету, но ее реальная стоимость не соответствовала номиналу, она быстро исчезла из обращения. Денежная реформа не удалась.

Реформа налогообложения. Вместо косвенного налога Диоклетиан ввел прямой. Все население кроме приписанного к Риму предполагалось регулярно переписывать (кадастры), и на основе этих переписей взимать в основном натуральный налог: в городах с помощью куриалов и подушный, в деревне – поземельный. Налоговая реформа удалась и привела к закреплению большей части населения на месте и профессии.

Военная реформа. При сложившейся опасной обстановке оседлой и иммобильной римской армии не было достаточно, а реформировать ее было нельзя, так как это грозило переворотом. Диоклетиан создал новые мобильные отряды, расквартированные по городам, которые по приказу его могли собираться в мелкие и крупные армии. Условия службы ухудшились, добровольцев не хватало, а потому он обязал землевладельцев поставлять в армию рекрутов, которые как правило оказывались варварами (окраины империи). В связи с этой реформой произошла варваризация армии и еще большее закрепление колонов – магнаты более жестоко подавляли попытки восстать. Успокоились и начальники пограничных военных поселений – они перестали почем зря провозглашать себя императорами. Центральная власть укрепилась.

Территориально-административная реформа. Исторически сложившиеся римские провинции были переразделены на 100 частей и объединены в 12 диоцезов, 101 особую часть составлял Рим. Была введена новая бюрократическая административная система, позволявшая лучше следить за местным населением и собирать налоги. Ломка исторически сложившихся границ предотвратила развившийся во время кризиса III в. сепаратизм. Административная власть была отделениа от военной. Ректоры, стоявшие во главе каждой провинции, подчинялись викариям (диоцез), особо важные – самим императорам. Реформа удалась.

Эдикт о твердых ценах 301. В связи с результатами военной и административной реформ увеличился военно-бюрократический аппарат, а значит и расходы на его содержание. Кроме того, росли цены, населению было трудно платить налоги, в связи с чем проблема финансирования вставала еще острее, а цены росли еще больше. Для стабилизации экономики в 301 Диоклетиан принял эдикт о твердых ценах и заработной плате. За нарушение закона – смертная казнь (для этого на некоторых рынках были сооружены плахи, на которых приговоры приводились в исполнение. Соотношение цен и заработной платы были вычислены не точно и не могли быть одинаковыми для всей империи, а потому реформа сразу была обречена на провал – после Диоклетиана эдикт отменили.

Религиозная политика. При Диоклетиане христианство уже укрепилось в городах и имело хорошо организованную церковную администрацию, появились епископы. Даже некоторые высокопоставленные лица (например, жена и дочь Диоклетиана) приняли христианство. Христиане оказывали пассивное сопротивление культу двух августов, а потому подвергались гонениям, которые еще больше укрепляли их веру в собственную правоту. Диоклетиан усмотрел в столь мощной и структуризованной административной системе, развивавшейся на его глазах, угрозу собственной власти. В 303 был принят первый эдикт против христианства, вскоре последовали еще три. Запрещалось отправление христианского культа, имущество конфисковывалось, церкви и предметы культа уничтожались, каждый христианин должен был публично отречься, остальные подвергались пыткам и казни. Христианство не было сломлено – именно оно, а не устаревшая римская религия больше соответствовали новой ментальности.

51. Правление императора Константина. Оформление системы Домината. Утверждение христианства в качестве господствующей религии.

Борьба за власть. В 306 августы отреклись. Хлор умер и на первый план вышел его сын Константин. Максимиан попытался вернуться к власти вместе со своим сыном Максенцием. В 312 Константин дал Максенцию решающее сражение у Красных Скал (у Мульвийского моста), в котором победил. В 324 Константин покорил и убил своего соправителя Лициния и стал единоличным правителем.

Константин. Вся политика Константина была прямым продолжение политики Диоклетиана.

Тетрархия. Как таковая упразднена, но деление на четыре части осталось – они называются префектурами и управляются префектами претория. Константин поддержал разделение властей и передал военную власть от префектов военным магистрам. Это делалось для того, чтобы засчет снижения самостоятельности местных властей усилить центральную.

Культ августа. Усилился невероятно: все, что было связано с императором, признавалось священным. При доминусе был создан консисториум, все придворные чины были разделены на 5 уровней, на высшем из которых находились люди, служившие непосредственно доминусу (часто эти должности были синекуриальны).

Денежная реформа. Воспользовавшись опытом предшественника, Константин более точно рассчитал стоимость монеты, в результате чего появилась единая в дальнейшем для всей империи денежная единица – солид. Экономика несколько оживилась, но глобального ничего не произошло. В основном это было для показухи.

Военная реформа. Иммобильная часть войска осталась без изменения, из мобильных подразделений была выделена дворцовая стража, расквартированная в столице империи. Когорты преторианцев расформированы.

Территориально-административная реформа. Просто было доведено до конца то, что начал Диоклетиан.

Варваризация империи. В связи с успешными пограничными войнами в плену оказывалось много варваров, становившихся потом колонами. Из варваров же пополнялась и армия, причем варварам был открыт путь повышений вплоть до высших чинов в империи.

Прекариальная практика. Мелкие крестьяне, куриалы, ремесленники и колоны, спасаясь от налогового и административного гнета, а также от административных притеснений, отдавали свои земли магнатам, взамен получая их в виде прекария. Свободу они меняли на защищенность.

Религиозная политика. В этом отношении Константин вел совершенно иную чем Диоклетиан политику. Он оценил популярность христианства среди всех слоев общества, понял, что гонения только укрепляют эту религию, и решил опереться на нее. Была выработана следующая политика. Мир и человеческое общество – дар Божий. Кто-то должен поддерживать в нем порядок. Кто это? Конечно император (Один Бог на небе – один Император на земле). Христиане ничего не имели против такой политики и в 311 гонения на христиан были прекращены. К 313 установился союз с христианами, несмотря на то, что сам император хритианство принял только перед смертью. В Медиолане принят эдикт о веротерпимости. Началось интенсивное развитие христианства – появилась иерархия (пресвитеры, диаконы, епископы). В связи с развитием христианства появляются разные толкования Св. писания и, как следствие, ереси (Африка – циркумцелионы, в Александрии – тринитарные и христологические споры, арианство (в Троице главный Отец, а Христос – не вполне Бог, т.к. не равен ему, будучи его творением)). Для предотвращения ересей собирается Вселенский Собор (1-й – 325 в Никее, 2-й – 381 в Константинополе); все, что кроме признанного на Соборе – ересь. Оформляется церковная иерархия во главе с 3 епископами (Александрийским, Антиохийским и Римским), которые называются папами, архиепископами в провинциях и епископами в городах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: