Доминат. Реформы Диоклетиана (284-305) и Константина

К концу 3 века государственный строй Рима приобрел форму абсолютной монархии, при которой вся полнота власти оказалась сосредоточенной в руках одного лица, а другие государственные органы (народные собрания - комиции, сенат, магистратуры) потеряли свое политическое влияние и реальное значение. Главой римской империи стал император. Власть императора была пожизненной, но формально не являлась наследственной. Престол передавался, как правило, наследнику, на которого еще при своей жизни указывал император (обычно это был его сын, другой близкий родственник, либо усыновленный). Император заблаговременно провозглашал его соправителем и это обстоятельство процесс избрания сенатом нового императора в пустую формальность. Император мог и сам добровольно отказаться от власти (в качестве редчайшего примера можно указать на отречение Диоклетиана, проведшего последнее десятилетие своей жизни на положении частного лица).

При Диоклетиане, император стал называться уже не принципсом, а господином (dominus). От этого слова вся система, которую создал Диоклетиан, в отличие от принципата стала называться домииатом. Доминат — ото монархия с абсолютной властью монарха. Монархия и эпоху домшштп оформляется юридически. Император окружает себя пышным церемониалом по восточному образцу. Он начинает носить корону и надевать роскошную одежду. Внешними знаками его отличия является плащ крпсиот циета, вышитая золотом красная тога, на голове лавровый венок, в последствии золотая диадема. Почетный эскорт императора осуществляли от 12 до 24 ликторов. В его распоряжении была и личная гвардия. Большинство императоров после их смерти причислялись к лику богов. Имена императоров упоминались в публичных молитвах, изображения чеканились на монетах, а бюсты и статуи размещались в общественных местах.

Наиболее важные полномочия императора находились в трех сферах власти: военной, гражданской и религиозной.

Военная власть вручалась ему сенатом. Являясь верховным главнокомандующим, император производил набор войска, назначал командный состав, руководил боевыми операциями.

Гражданская власть императора определялась сосредоточением в его руках функции важнейших магистратов - консула, цензора, трибуна. Император принимал участие в законодательстве. Он руководил сенатом и комициями, а также издавал собственные, общеобязательные распоряжения (эдикты, декреты, конституции). Велика была его роль в осуществлении правосудия, в выборах магистратов, в управлении провинциями. Власть императора в религиозной сфере определялась его положением верховного жреца и участием в деятельности всех других важнейших жреческих коллегий. В этом качестве он осуществлял верховный надзор за культом и заведование имуществом всех религиозных конгрегации.

Установление абсолютной монархии сопровождалось падением роли сената, полным подчинением его императору. Сенат теряет свое значение в государственном управлении и превращается в муниципальный совет. Его окончательно вытесняет императорский совет,


получивший название «консистория». В него входили высшие чиновники. По предложению императора в консистории обсуждались вопросы законодательного, судебного и административного характера. Весьма характерно, что члены консистории не имели права сидеть в присутствии императора. При императорском дворе сложился разветвленный штат придворных чиновников, которые образовали аппарат центрального государственного управления, своеобразный кабинет министров. Он возглавлялся заведующим императорским дворцом. Наибольшим влиянием среди членов кабинета пользовались: начальник личной канцелярии императора, председатель консистории, заведующий императорской казной и другие. Далее следовал ряд чиновников, осуществлявших управление обеими столицами -Римом и Константинополем. Во главе каждого из этих городов стоял городской пр&ргкт, подчиненный лично императору. Префект, являясь градоначальником и городским судьей, был наделен широкими функциями по охране общественного порядка; ему подчинялись полицейские когорты. При Диоклетиане произошла централизация полиции под руководством начальника канцелярии. Функции органа государственной безопасности выполняла преторианская гвардия, возглавляемая префектом претория. Особый чиновник руководил снабжением Рима продовольствием и фуражом. Все названные чиновники, как правило, назначались из представителей сенаторской знати, но получали содержание непосредственно из императорской казны. При Диоклетиане бюрократический аппарат принял вид стройной бюрократической системы. Чиновники начинают располагаться по рангам. Окончательно это произошло при преемнике Диоклетиана - Константине.

На верху служебно-иерархической лестницы находились «благороднейшие», по преимуществу члены императорской фамилии. За «благороднейшими» следовали «сиятельные», «почтеннейшие», «светлейшие» и «совершеннейшие».

Высшие государственные должности и чины присваивались только друзьям и спутникам императора, обычный же средний чиновник достигал лишь первого чина по «табели о рангах» - выдающегося. Все управление носило письменный характер. Распоряжения императора проводились в жизнь при посредстве многочисленного штата чиновников. Чиновники канцелярий были приравнены к военным и подобно им, делились на когорты, а сама служба в канцелярия приравнивалась к службе в войсках.

Нити всего управления сводились в «священном дворце», представлявшим точную копию восточных дворов. Все, что имело какое-либо отношение к особе императора именовалось «священным». Диоклетиан назывался сыном Юпитера, а его соправитель — Максимиан - сыном Геркулеса, Константин - сыном бога Солнца.

Идеологической опорой императорской власти стало христианство, провозглашенное в 337 году государственной религией. Органами церковного управления являлись епископы, избираемые религиозными общинами. Епископы заведовали церковными имуществами, а также обладали некоторой судебной властью над своими прихожанами в делах, связанных с религиозными правонарушениями. С течением времени церковь стала оказывать все более возрастающее воздействие не только на государственное управление, но и на систему права.

Административная реформа.

К концу 3 века стало ясно, что управление громадной империей из единого центра представляет большие сложности и не является достаточно эффективным. С целью укрепления центральной власти император Диоклетиан в 286 году провел административную реформу. В 286 году Диоклетиан провозгласил своего друга полководца Максимианом Августом и сделал его полномочным соправителем Диоклетиана с правом управлять западными провинциями империи. Обе половины империи продолжали рассматриваться как две ее неразрывные составные части, причем на каждую из них в полном объеме распространялись единая система законодательства. С юридической точки зрения оба императора были равноправными коллегами. В свою очередь, каждая половина империи


подразделялась на две префектуры: Восточная - на Восточную (Фракия, Малая Азия и Египет) и Иллирийскую (Балканский полуостров); Западная - на Италийскую (Италия и Африка) и Галльскую (Галлия и Испания). Во главе каждой из префектур стоял правитель с титулом - префект претория. Кроме того, империя была разделена на 4 части, которые внешне сохраняли единство, но были подчинены 4 правителям. Одного из своих высших командиров - Гая Галерия - Диоклетиан провозгласил своим помощником и соправителем и присвоил ему звание цезаря Одновременно, Максимиан провозгласил своим помощником и соправителем, также с титулом цезаря, Флавия Констанция Хлора. Сам же Диоклетиан вместе с Максимианом сохраняли за собой звание августа. Каждый цезарь был усыновлен своим августом и женился на его дочери. Таким образом, они становились наследниками трона. Такая система центральной власти в империи получила название тетрахии (власти четырех).

Разделение власти между четырьмя соправителями, двое из которых имели перспективу стать августами, сокращало также возможность появления узурпаторов. Все это делалось для упорядочения преемственности центральной власти. Государственные законы, имевшие значение для всей империи, издавались от имени всех четырех императоров; цезари подчинялись августам. Разделение управления Римской империей вызывалось соображениями экономического и административно-политического порядка хозяйственным обособлением отдельных частей Империи, с одной стороны, стремлением облегчить руководство административным аппаратом, обеспечить лучшую защиту страны и усилить контроль за провинциальными командирами и чиновниками, с другой. В то же время, Диоклетиан обладал высшей властью как старший август. Каждый император имел свою администрацию, которая следовала за ним всюду. Она состояла из преторианского префекта, министра финансов, казначея, секретарей и их курьеров. Главным из них был преторианский префект. Он соединял п себе военные и гражданские функции. К 4 веку эта должность претерпела изменения. Первоначально, префект командовал преторианской гвардией, но вскоре стал выполнять юридические обязанности в качестве главной) судьи императора, а также начальника штаба императора, иногда командуя армией вместо него. В то же время, он фактически являлся главным министром финансов, так как доходы и расходы империи большей частью исчислялись натурой и находились под его контролем. Кроме того, он следил за состоянием дорог, работой почты и военных предприятий. Он стал чем-то вроде великого визиря, имеющего влияние почти во всех сферах. Преторианские префекты, таким образом, стали гражданскими чиновниками, исполнявшими две основные функции - юридическую и финансовую. Решение префекта в качестве апелляционного судьи не могло быть обжаловано императором. Каждый император, август или цезарь имел своего собственного префекта.

Министр финансов следил за доходами и расходами, контролировал денежные налоги, добычу золота и чеканку монет, собирал и распределял военную форму, управлял текстильным производством и покраской тканей. Казначей собирал ренты с многочисленных императорских поместий. Из секретарей самым главным был секретарь по судебным прошениям. Он являлся юридическим советником императора, составлял Озаконопроекты и служил секретарем по иностранным делам. Все административные и военные служащие имели собственный штат. Правителями провинций подчинялось 100 служащих, а наместникам - 300.

Диоклетиан увеличил количество провинций вдвое. Их стало более 100. Начальники провинций — ректоры, в зависимости от характера их провинций делились на 4 разряда -проконсулы, консуляры, корректоры и президы. На всем пространстве Империи вводились единообразные порядки, вне зависимости от местных условий и особенностей. В число провинций попала также Италия, Объединенная с Сицилией, Сардинией, Корсикой в особый италийский диоцез. Включение Италии в категорию провинций повлекло за собой утрату


привилегии - свободы от налогов и повинностей. При Диоклетиане Италия была разбита на 8 округов, подчиненных особым чиновникам, исправителям, или корректорам. Корректорами так же назывались направляемые из центра для осуществления контроля за местной администрацией чиновники. Функции контролеров выполняли также и агенты тайной полиции. Городская администрация в Риме сохранялась в основном в том же виде, что и раньше. Во главе Рима стоял префект города, снабжением заведовал префект анноны и так далее. Кроме того, существовало много различных комиссий. Таким образом, Италия окончательно приравнялась к другим областям империи.

Провинции объединялись в диоцезы (10-12 провинций), во главе которых стояли викарии. Каждый диоцез управлялся представителем преторианского префекта, и в каждом из них было 2 распорядителя финансами. Первоначально диоцезов было 12. Они были сведены в 4 префектуры. Префекту претории Галлии были подчинены:

викарий Испании;

викарий 7 провинций (галльских и германских);

викарий Африки; Префекту претория Иллирии:

проконсул Ахайи;

викарий Македонии; Префекту претории Востока:

комит Востока (Палестины, Финикии, Сирии);

префект августал (Ливии, Египта);

викарий Понта;

викарий Фракии.

В особую категорию были выделены провинции Азии и Африки, подчиненные императору. Провинции стали органами нового административно-территориального деления империи, а их правители, именуемые ректорами, обладали административной и судебной властью в первой инстанции. Своеобразной формой участия провинциалов в общественной жизни являлись провинциальные съезды. Они были наделены правом обращения к императору с петициями, где могли быть сформулированы жалобы на злоупотребления правительственных чиновников. Самой низшей единицей административно-территориального деления империи янлялись общины. Органами самоуправления в общинах являлись местные сенаты и выборные магистраты. Их главная обязанность состояла в осуществлении контроля над выполнением возложенных на общину государственных повинностей - налоговой, рекрутской и других. Надзор за деятельностью органов общинного самоуправления осуществляли особые правительственные чиновники, наделенные судебными полномочиями.

Административная реформа, проведенная императором Диоклетианом, себя оправдала. Теперь администрация новых провинций тщательно следила за населением, быстрее предупреждала или подавляла волнения, а также лучше собирала налоги. Для организации сбора императорского годового дохода Диоклетиан назначил инспекторов по налогообложению в каждый город, а также уЗчредил должность гражданских магистратов, ответственных за городские районы. Эти чиновники курировали несколько сельских районов, на которые разделялись городские территории. Создание новых провинций, которые не совпадали с исторически сложившимися границами, подорвало сепаратизм старых провинций, что также способствовало укреплению единства империи. Во главе империи была установлена единообразная бюрократическая система с множеством инстанций и строгой субординацией переходящей от низших должностей к высшим. Подобная система способствовали нормализации внутренней жизни в стране, укрепляли центральную и местную власть в стране.


Денежная реформа.

Следующей реформой Диоклетиана была денежная реформа. Он попытался нормализовать денежное обращение, прекратить выпуск низкопробных монет. Когда Диоклетиан стал императором, главными монетами были монеты, введенные Аврелианом и имевшие цену в 5 динариев. Это были медные деньги, смешанные с серебром. Были и более мелкие монеты, стоимостью в 2 динария. Серебряных денег не существовало, а выпуск золотых денег был непостоянным и нечистым. В 286 году Диоклетиан приступил к проведению денежной реформы. Сутью ее был выпуск полноценных золотых монет. Римская монетная система строилась на соотношении между римским фунтом и золотой монетой, из расчета 40 золотых полновесных монет на 1 фунт. (Римский фунт = 327 грамм). Были введены золотые монеты (ангел) ценностью 60 монет за фунт и серебряные динарии 96 монет за 1 фунт. За 1 золотой давалось 24 динария. Из фунта меди изготовлялось 30 штук медных монет. Между монетами различного достоинства устанавливалось определенное соотношение: фунт золота - 1500 серебряным монетам - 24000 медным; 1 серебряная монета = 16 «мешкам» мелких разменных монет. Золотой динарий составлял около 5 с половиной золота. Диоклетиан попытался сохранить золотой запас путем взимания налогов на землю и осуществления выплат в медных деньгах, но этих мер оказалось недостаточно, чтобы реформа пошла. Диоклетиан продолжал выпускать огромное количество медных денег. Новая монетная система, таким образом, стала попыткой дефляции. Диоклетиан надеялся уменьшить и стабилизировать цены. Правда, он не обладал достаточными запасами слитков для того, чтобы осуществить выпуск золота и серебра. Во время инфляции благородные металлы исчезли в скрытых тайниках, а серебра недоставало, так как большая его часть использовалась для покрытия менее ценных медных денег. Диоклетиан и его сподвижники попытались извлечь золото и серебро из тайников, введя новые налоги на землю. Но эти меры имели лишь частичный успех и, для покрывания расходов пришлось осуществить большой выпуск медных монет. Инфляция, таким образом, прогрессировала, а стоимость золотых и серебряных монет вскоре стала гораздо ниже номинала. Реальная стоимость золота в слитках не соответствовала объявленной - заниженной стоимости новой золотой монеты. Причина провала денежной реформы заключалась в том, что соотношение между золотой монетой и разменной монетой было установлено искусственно, то есть, курс золотой монеты был слишком высок, а число низкопробных монет увеличилось, что привело к обесцениванию денег и повышению цен на продукты первой необходимости.

Содержание огромного военно-бюрократического аппарата империи требовало все больших и больших расходов. Население страдало от увеличившихся налогов, а также продолжавшегося роста цен на товары и неустойчивости денежной системы. Так как проведение денежной реформы не дало ожидаемого эффекта, правительство Диоклетиана провело налоговую реформу. Было создана единая налоговая система по принципу подушной и поземельной подати.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: