Семья как основной институт гендерной социализации

Семья как институт гендерной социализации

Конструирование гендера в семье происходит по двум направлениям:

1. Гендерное воспитание (влияние матери и отца)

2. Взаимоотношения супругов

Причины различия в гендерном воспитании ребенка матерью и отцом (по Маккоби и Жаклин)

1. Существующие в культуре нормы и стереотипы

2. Биология пола (дети разного пола по-разному стимулируют воспитание со стороны мамы и папы)

3. Личные представления, психологические особенности самих родителей

Разделение видов ответственности за детей

Традиционное разделение семейных ролей:

Отец заботится о финансовой стороне воспитания

Мать выполняет непосредственный уход за ребенком и эмоциональную поддержку

Попытки изменить ситуацию не приводят к успеху.

В США существует требование к организациям, в которых работают отцы, о предоставлении им времени заниматься детьми.

Появилось понятие "новое отцовство"

Но по данным Б.Бернетт в этом случае отцы уделяют внимание ребенку больше в среднем на 45 ми-нут в неделю.

**

Виды родительского воспитания детей (по К.Лэмбу)

1. Взаимодействие - прямые контакты с ребенком (мать осуществляет в среднем в 2 раза больше, чем отец)

2. Присутствие - наблюдение за ребенком, без контактов с ним (мать осуществляет в среднем в 3 раза больше, чем отец)

3. Ответственность - родитель заботится о физическом здоровье ребенка, его психологическом благополучии (мать осуществляет в среднем в 10 раз больше, чем отец).

Стили поведения матери и отца в отношении детей

Использование инструментальных и экспрессивных стилей

Отец, реализуя инструментальный стиль, осуществляет:

- развитие физических навыков у детей

- выявление способностей

- решение финансовых и жизненных проблем

Мать, реализуя экспрессивный стиль, осуществляет

- эмоциональную поддержку

- развитие вербальных навыков

Отец демонстрирует грубый, физический стиль (подбрасывает ребенка, борется с ним, бегает, пры-гает, учит плавать, кататься на велосипеде и т.п.). за развитие физической активности ребенка в большей степени отвечает отец.

Мать в основном использует вербальный контакт с ребенком

** лекция 7 мая 2015 г.

Сензитивность к проявлению эмоций у ребенка

- Матери более внимательны к проявлению эмоций у детей (больше улыбаются)

- Ребенок привыкает решать эмоциональные проблемы, прибегая к помощи матери.

- Отцы избегают внешнего проявления сочувствия ребенку (возможно считая такой стиль поведения "феминным").

Директивные формы во взаимодействии с ребенком

- отцы больше повышают голос, кричат на ребенка, делают указания в повелительной форме

- дети воспринимают отца как более авторитетного члена семьи

- создаются образы" грозный папа" и "мама всегда пожалеет"

Обучение и интеллектуальное развитие ребенка

- отцы чаще осуществляют интеллектуальное общение с детьми

- они обучают, дают разъяснения, объясняют, информируют.

- отцы более активно, чем матери, формируют у детей мотивацию к успеху и интеллектуальные ин-тересы

- этот фактор так же способствует восприятию отца как более авторитетного члена семьи.

**

Различия в воспитании детей разного пола

Поведение отца по отношению к сыну

1. высокий уровень контроля

2. проявление строгости

3. требование дисциплины

4. отрицательные эмоции на проявления у сына элементов феминности

5. много времени тратит на совместные занятия с сыном (особенно с возрастом ребенка)

Поведение отца по отношению к дочери

1. стиль общения нежный, рыцарский

2. меньше требований

3. больше заботы и беспокойства

4. больше комплиментов

Поведение матери

Матери одинаково ведут себя по отношению к дочери и к сыну в их раннем детстве (примерно до 1 года). Затем мать по-разному ведет себя по отношению к дочери и к сыну. Дочь готовят к миру ма-теринства и семьи, сына - к проявлению себя во "внешнем мире".

Матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им в большей степени проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам.

(от себя: зато отцы меньше жалеют сына как жертву агрессию и непропорционально больше - дочь).

Ненси Ходоров

Считает, что причина половой дифференциации кроется в особенностях процесса половой

идентификации в детском возрасте. Она отмечает, что практически во всей социальной системе именно женщины несут основную ответственность за ребенка.

Мальчик, который в определенном возрасте начинает ощущать потребность отождествлять себя с отцом, должен главный упор делать на отделении себя от матери. Отсюда - доминанта автономии и сепаратизма в мужской психологии и мировоззрении, склонность к гневу и насилию.

Особенности гендерной социализации мальчиков

В целом требования к маскулинности мальчиков жестче, чем к феминности девочек. Мальчики ис-пытывают большее средовое давление в ходе гендерной социализации. (от себя: оно и понятно, наш мир - женщина).

Последствия отсутствия отца в семье для гендерной социализации детей

Отсутствие отца сильнее сказывается на полоролевой социализации мальчиков до 4 лет, девочек - в подростковом возрасте.

В семьях, где отсутствует отец, черты, свойственные мужской роли, возникают у мальчиков мед-леннее.

Мальчики, лишенные отца, могут быть более зависимыми и агрессивными, чем мальчики из полных семей, им труднее дается усвоение мужских половых ролей, они чаще преувеличивают свою...

Однако отсутствие отца нельзя рассматривать независимо от других факторов. Многое зависит от наличия других взрослых, которые могут компенсировать отсутствие отца.

**

Механизмы воздействия на ребенка со стороны родителей

Способы конструирования взрослыми гендерной роли ребенка

- Манипуляция (забота об одежде, прическе ребенка)

- Вербальная апелляция (обращения к ребенку)

- Канализирование (обращение внимания ребенка на определенные объекты, характерные для их пола)

- Демонстрация деятельности (требования определенной работы по дому)

Матери предпочитают непрямые или более психологические воздействия и на сыновей и на доче-рей, в то время как отцы ориентированы чаще на физические наказания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: