СМИ - основной источник гендерных стереотипов. Ролевые модели, возможные качества, усваива-емые через идентификации.
Во-первых, образы, которые демонстрируются, во-вторых, типы взаимодействия.
* Какие типичные образы женщин транслирует ТВ (и кино)?
Деловая женщина (диктор)
Бессмысленный потребитель косметики
Наверное, должны транслироваться и образы феминисток, но у нас не замечал (может, конечно, про-сачиваются).
Взаимоотношения:
удовлетворение потребительских потребностей (купил жене машину)
Путин
**
Многообразие и одновременно неопределенность социальных стандартов и ценностей неукосни-тельно отражаются на содержании информации, транслируемой современными и в особенности мо-лодежными СМИ, что в свою очередь сказывается и на гендерной социализации.
Образы женщин в СМИ
1-Женщина-домохозяйка (западный образец)
худощавая
обладает нежной кожей
безупречная внешность
заботится о детях и мужчине
соревнуется с другими женщинами
ее успех - достижение идеала во всех
|
|
2-работящая масть
сильная
руководит домашними делами
неброская внешность
постоянно озабочена делами (семейными и служебными)
понимающая
прощающая всех
3-гламурный образ
похожа на домохозяйку, но строит успешную карьеру
4довечка-подросток
странноватая, остро переживающая одиночество, ищущая себя, любовь, смысл жизни
*
мужчины
1. мачо
2. андрогинный юноша
3. сентиментальный молодой сердцеед
4. отец (государственно-патерналистская ценностная ориентация, цель- служение Родине)
Традиционная русская маскулинность:
Российский мужик (труженик, собственник, философ)
Дворянин-аристократ (сословная гражданская честь, защитник чести женщин, либерал, самоуверен и любезен)
Западная маскулинность - образ ковбоя (благородство, одиночество, независимость, уверенность в себе, готовность защищать слабого)
его ценности: индивидуализм, свобода, сила, автономность личности.
Взаимоотношения между мужчинами и женщинами в СМИ
а) романтические
б) семейные
в) интимные
г) производственные (деловые)
В романтических отношениях, как правило, действия мужчины направлены на людей и объекты во-круг него. Действия женщины направлены на нее саму: он занята самолюбованием и самопоказом (презентация своей внешней красоты).
Ее главной целью является быть замеченной. Причем не только мужчинами, но и подругами, сопер-ницами. В своих действиях она ориентируется на этот внешний взгляд, играя роль объекта созерца-ния.
В семейных отношениях - мужчина также занимается каким-то делом за пределами семьи, где доби-вается успеха. Этот образ дополняется мужчиной внутри семейного пространства, где его ждет же-на. Здесь он пользуется ее трудом и при случае поощряет ее.
|
|
**
СМИ, ориентированные на молодежную аудиторию, предлагают больше информации о различиях между мужчинами и женщинами по важным личностным характеристикам.
Женские и мужские образы, представляемые в СМИ, в большинстве случаев сильно стереотипизи-рованы.
При этом происходит явное изменение традиционных женских стереотипов, в то время как мужские стереотипы не так радикально меняются, как женские.
**
Традиционная феминная характеристика (красивая внешность) начинает пониматься не как природ-ная данность, а как критерий успешности и достижений.
Проблема агрессии и насилия как диспропорционально обширно представленные в СМИ.
Внедряются характеристики, связанные с агрессивной маскулинностью, стирая границы между мужчинами и женщинами