Гендерные отношения между супругами
Проявляются в:
1. Дифференциации ролей мужчин и женщин в семье
2. Иерархичности статусов (проблемы доминирования и власти)
3. Особенности общения (модели отношений в семье)
4. Личностных особенностях супругов (социально-психологические качества супругов).
Дифференциация ролей в семье
Распределение ролей в семье задает тип семьи:
1. Традиционные семьи
2. Эгалитарные семьи
3. Семьи промежуточного типа
(от себя: все это схлопывание размерности жизни, сведение к деньгам или чему-то еще, упрощает манипулирование, что ли? Не пойму, отчего такая одержимость подобной хренью)
Экономические причины ролевой дифференциации в семье
- Теория ресурсов. Ресурс семьи - свободное время. Домашняя работа требует вложения свободного времени, женщины менее востребованы на рынке труда и обладают большим ресурсом свободного времени.
- Новая домашняя экономика. Ресурс семьи - деньги. Мужчина больше зарабатывает, поэтому вы-годно, чтобы именно жена работала дома (и наоборот, если наоборот).
|
|
- Теория относительной производительности. Важны заработок и карьерное продвижение - произво-дительность на рынке труда выше у мужчины.
Социально-психологические причины ролевой дифференциации в семье
1. Теория половых ролей Т.Парсонса
2. Теория социализации (опыт первичной социализации не позволяет мужчинам выполнять до-машнюю работу)
3. Теории легитимизации поведенческих образцов (доминирование мужчин в обществе транс-лируется на уровень семьи)
4. Символическое значение распределения ролей (семья как модель проявления заботы и стату-са)
Иерархичность статусов
В системе супружеских отношений муж и жена могут занимать:
- равноправные статусы
- неравноправные статусы
Если в паре у одного из супругов выражена ориентация на доминирование, а у другого на подчине-ние, - комплементарные отношения.
Если для обоих супругов характерна ориентация на доминирование или же подчинение - некомпле-ментарные отношения, характеризующиеся конфликтностью в семье.
Позиция доминирования предполагает принятие социальной ответственности за тех, кто подчиня-ется:
- обеспечение безопасности
- координация действий
- определение перспектив и развитие участников семейных отношений
Показатели доминирования в семье
1. Распоряжается деньгами семьи
2. Организует свободное время
3. Решает хозяйственные вопросы
4. Определяет воспитание ребенка
5. Имеет решающее слово при обсуждении важных для семьи вопросов
Модели отношений в семье
В системе межличностного взаимодействия супругов гендерные отношения находят отражение в двух моделях:
|
|
- партнерская модель
- доминантно-зависимая модель
(от себя: мне кажется, если оба принимают зависимо-доминантную модель, то это такое вот парт-нерство)
Партнерская модель отношений в семье
1. Кооперативное использование власти
2. Взаимозаменяемость ролей в семье
3. Конструктивный способ решения конфликтов
4. Уважение и признание ценностей и личных дел другой стороны
5. Восприятие семьи как безопасного убежища
6. Открытость семейной жизни для социума
7. В воспитании - расширение автономности ребенка, признание его права голоса в решении семейных вопросов
Доминантно-зависимая модель семейных отношений
1. Неравное распределение власти
2. Жесткое распределение ролей в семье
3. Деструктивный способ решения конфликтов
4. Отсутствие уважения к личным делам другой стороны
5. Ощущение незащищенности
6. Закрытость семейной жизни для социума
7. Воспитание детей в условиях гиперконтроля и подчиненности
Социально-психологические качества супругов
Самопринятие, самоуважение, адекватная самооценка
Способность учитывать свой прошлый опыт и соотносить его с планами на будущее
Готовность принять ответственность за себя и за близких
Проявлять участие и оказывать помощь супругу
Гуманистические установки в общении (принятие другого, открытость и уважение другого)
Эгалитарные гендерные установки
РОЛЬ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ. «СКРЫТЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН».
ШКОЛА как институт социализации, важный для развития гендерной идентичности
В России существует единая школьная система с едиными общими требованиями к знаниям и пове-дению мальчиков и девочек
Однако существуют значительные различия в предлагаемых в школьной литературе образцах пове-дения для мальчиков и девочек, а также в конкретном отношении педагогов к представителям двух полов.
Школа диктует мужские и женские статусные позиции, определяет гендерную идентичность, пси-хологические и личностные особенности мальчиков и девочек посредством "скрытого учебного плана".
Скрытый учебный план
1. Организация работы самого учебного заведения, включая особенности руководства, отноше-ния на работе, гендерную стратификацию профессии учителя.
2. Стиль преподавания и воспитания (и отношения к школьникам разного пола)
3. Содержание предметов
Школа - как образовательное учреждение отражает, как правило, гендерную стратификацию обще-ства и культуры - неравный статус у женщин и мужчин.
Учителя и обслуживающий персонал - женщины (90%). администрация (директор) - мужчина.
Предметы в школе ассоциированы с мужскими и женскими профессиями (спорт, физика, математи-ка - учителя мужчины, язык - учителя женщины)
Исследования, проведенные в школах разных стран, показали, что мальчикам уделяется больше внимания со стороны педагогов. Учителя в среднем отводят девочкам на 20% времени меньше, чем мальчикам: мальчиков чаще привлекают к демонстрации различных опытов в классе, девочек же обычно сажают писать протокол.
Учителя ожидают от мальчиков большего ожидают и более высоко оценивают их работы.
Различны реакции учителей в ситуациях нарушения дисциплины. Известно, что мальчики создают больше проблем с дисциплиной, чем девочки. Даже в нормальной обстановке учителя чаще делают замечания мальчикам.
Однако замечено, что мелкие нарушения дисциплины, допускаемые девочками, вызывают активное неприятие учителей, в том время как мальчикам такое "сходит с рук".
В одном из американских исследований, 4-5 класс. 90% всех поощрений, предназначенных мальчи-кам - это за успешную интеллектуальную деятельность.
Девочки таких поощрений получили меньше 80%. В то же время негативная обратная связь за не-удачи в интеллектуальной деятельности составила 30% у мальчиков и 75% у девочек.
|
|
Учителя по-разному объясняют плохие успехи учащихся разного пола: неуспех девочек - отсутстви-ем способностей, неуспех мальчиков - недостатком трудолюбия, усилий.
Содержание учебников
В статье Л.Поповой и Н.Орешкиной, проанализировавших в 1995 г. российские учебники для начальной школы, был обнаружено:
в подавляющем числе иллюстраций, рассказов...
В математике мужские образы встречаются в 1,8 раза чаще.
В русском языке 4,2 чаще встречаются женские образы.
Таким образом, уже на начальном этапе исследования в содержании учебников была выявлена ген-дерная асимметрия.
За и против раздельного обучения
За раздельное обучение
1. Позволяет учитывать полнее психологические особенности мальчиков и девочек
2. Снижается роль гендерных стереотипов со стороны учителя к ученикам
3. Снижается страх оценки со стороны противоположного пола
4. Совпадение уровней притязаний и уровней возможностей у учеников
Против раздельного обучения
1. Недостаток общения с противоположным полом
2. Ориентация на гендерные автостереотипы
3. Ограниченность в усвоении совмещении мужских и женских ролей
4. Акцентируется неравенство возможностей в обучении