Развитие литературы и искусства 1953-1964

Особое место в послевоенной истории России занимает период от смерти И. В. Сталина до отстранения от руководства Н. С. Хруще­ва. Эти годы, получившие с легкой руки И. Эренбурга название "оттепели", характеризуются сложными, противоречивыми тенденция­ми социально-экономического и общественно-политического разви­тия.

В начале 1960-х годов написано знаменитое стихотворение Бориса Слуцкого «Физики и лирики». Оно начиналось так:

Что-то физики в почете,

Что-то лирики в загоне.

Дело не в сухом расчете,

Дело в мировом законе…»

Действительно это было время научного прогресса. Достаточно вспомнить освоение космоса, открытия в области квантовой электротехники, лазерной физики, внедрение в производство установок для непрерывного розлива стали. Были задействованы лучшие умы, научные коллективы, огромные финансы. Космические победы СССР произвели за рубежом впечатление шока.

У. Ростоу вспоминал: «В истории аналогии, подобной кризису, вызванному запуском советского спутника в октябре 1957 года, нет».

1960-е годы называют периодом «оттепели», и, прежде всего – в культурной жизни страны. Но, несмотря на оттепель, система продолжала жестко контролировать духовную жизнь общества.

В это время стали модными всесоюзные совещания и встречи ЦК КПСС с деятелями литературы и искусства. Сформированные на таких встречах суждения руководителей страны, приобретали характер официальных оценок деятельности той или иной группы или направления в культуре.

Духовная жизнь советского общества:

а) условность понятия «оттепель» применительно к характеристике духовной жизни общества середины 1950-х - середины 1960-х гг., периоды «оттепели» и «заморозков» (1953-54, 1956-57, 1961-62 гг.);

б) рост интереса к истории (стремление глубже понять, всесторонне отразить сложность и противоречивость событий прошлых лет, героические и трагические стороны жизни советского народа):

• новое звучание темы Великой отечественной войны, правда об ее тяжелых буднях в литературе (М.А. Шолохов «Судьба человека»; К.М. Симонов «Живые и мертвые»), кинематографе («Баллада о

солдате» Г. Чухрая, «Летят журавли» М. Колотозова) и театре («Вечно живые» в пьесе В. Розова в «Современнике»);

• острота темы сталинских репрессий, жизни и судьбы заключенных (выход в «Новом мире» повести А.И. Солженицина «Один день Ивана Денисовича» (1962 г.), неудача с публикацией его романа «В круге первом» в том же журнале (лето 1964 г.);

в) возвращение культурного наследия прошлого (Б. Пильняк, О. Мандельштам, И. Бабель, М. Цветаева, С. Есенин и др.);

г) идейно-эстетические поиски в литературе и искусстве:

• искренность, честность, правдивость позиции писателя и художника,

• статья В. Померанцева «Об искренности в литературе» в «Новом мире» появилась осенью 1953 г.;

д) осуждение теории «бесконфликтности», лакировки действительности и образа «идеального героя»;

• дискуссия о «положительном герое» на П съезде советских писателей (1954 г.);

• в соответствие с представлениями сталинской эпохи для советского общества противоречия и конфликты не характерны, они проявляются в специфической форме как конфликт хорошего с более лучшим, конфликт хорошего с отличным;

• в апреле 1952 г. газета «Правда» опубликовала статью «преодолеть отставание драматургии», в которой была осуждена теория «бесконфликтности»;

• в 1952 г. в «Новом мире» вышел первый очерк В. Овечкина «Районные будни», опровергнувший преставление о бесконфликтности в деревне;

• новые установки были подтверждены в отчетном докладе ЦК КПСС XIX съезду (1952 г.): «Наша советская литература и искусство должны смело показывать жизненные противоречия и конфликты, уметь пользоваться оружием критика как одним из действенных средств воспитания» (Г.М. Маленков);

• различия в понимании принципа партийности, метода социалистического реализма и народности;

• проблема нравственной деформации личности (Д. Гранин «Собственное мнение», А. Яшин «Рычаги» и др.;

• выступления против романтизации насилия и ненависти (П. Нилин «Жестокость», «Испытательный срок»);

• крестьянский вопрос и жизнь деревни (В. Овечкин «Районные будни», В. Солоухин «Владимирские проселки», В. Шукшин «Сельские жители»);

е) идейное размежевание художественной интеллигенции, появление вскоре после смерти Сталина двух течений в литературно-художественной жизни страны:

• реформаторы-антисталинисты, позже неточно названные «либеральной» интеллигенцией, стремились к преодолению сталинских стереотипов, обогащению духовной жизни ранее несправедливо отвергнутыми достижению отечественной и зарубежной общественной мысли и культуры, свободе мысли и творчества, восприимчивости к новым формам и жанрам литературы и искусства;

• объединялись вокруг журналов «Новый мир» (руководители К.М. Симонов, А.Т. Твардовский), «Юность» и «Литературная газета» (с 1959 г.);

• в 1956 г. в «Новом мире» был опубликован роса В. Дудинцева «Не хлебом единым», тогда же вышел в свет двухтомный альманах «Литературная Москва»;

• в 1960 г. в «Юности» появилась статья С. Рассадина «шестидесятники» (это определение стало общеупотребительным для обозначения писателей либерального направления);

консерваторы-сталинисты, сомневавшиеся в правильности курса на десталинизацию, воспринимали критику идеологии и практики сталинизма как покушение на социалистические устои жизни общества и советского человека, рассматривали новые тенденции в художественной культуре как распространение идеологически чуждых веяний западного капитализма,

• объединялись вокруг альманаха «Наш современник», журналов «Огонек» (глав. ред. А.В. Сафронов) и «Октябрь», главным редактором которого с 1961 г. был В.А. Кочетов, являвшийся наиболее непримиримым борцом против либеральных ценностей;

ж) зарождение диссидентского движения:

• содержание понятия «диссидент» и «диссидентское движение» (инакомыслящий, несогласный с положениями официальной идеологии, публично проявляющий свое несогласие и сталкивающийся с властью);

• дискуссионность вопроса о времени появления диссидентства и его особенностях в послесталинский период;

• дело Б.Л. Пастернака (публикация романа «Доктор Живаго» за рубежом в итальянском издательстве Фельтринелли (1957 г.), присуждение ему Нобелевской премии (1958 г.), исключение из союза советских писателей (1958 г.) - первый случай «тамиздата»;

• деятельность ленинградского кружка математика Р.И. Пименова (1956-57 гг.) по распространение листовок против безальтернативных выборов;

• кружок аспиранта исторического факультета МГУ Л.Н. Краснопевцева (1956-57 гг.), «университетское дело» или дело «молодых историков» (1958 г.), борьба против «сталинского социализма»;

• поэтические вечера и встречи молодежи у памятника Маяковскому (июль 1958-осень 1961 г.);

• распространение «самиздата» (машинописный журнал А.И. Гинзбурга «Синтаксис», включавший лагерную прозу В. Шаламова, Е. Гизбург, произведения Б. Ахмадулиной, В. Некрасова, Б. Окуджавы, не принятые в государственных издательствах);

• выступление генерала П.Г. Григоренко на Московской городской партконференции во время обсуждения проекта третьей программы КПСС о недостаточности проработки вопроса о возможности повторения культа личности Сталина (в последующем создал группу под названием «Союз борьбы за возрождение ленинизма», а в феврале 1964 г. помещен в психиатрическую больницу);

• начало диссидентского движения «русских националистов»: наиболее радикальная группа — Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН), который действовал в Ленинграде (начало 1960-х — 1967 г., руководители - выпускник восточного факультета МГУ — И.В. Огурцов, лингвист М.Ю. Садо, Е.А. Вагин; главная задача - организованная борьба с существующим строем; программа основана на идеях Н.А. Бердяева о социал-христианстве и взглядах М. Джиласа о «новом классе».

Оттепель в искусстве

Во время периода десталинизации заметно ослабела цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более критическое освещение действительности. «Первым поэтическим бестселлером»[3] оттепели стал сборник стихов Леонида Мартынова (Стихи. М., Молодая гвардия, 1955). Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал «Новый мир». Некоторые произведения этого периода получили известность и за рубежом, в том числе роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» и повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Другими значимыми представителями периода оттепели были писатели и поэты Виктор Астафьев, Владимир Тендряков, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко. Было резко увеличено производство фильмов.

Григорий Чухрай первым в киноискусстве затронул тему десталинизации и оттепели в фильме «Чистое небо» (1963). Основные кинорежиссёры оттепели — Марлен Хуциев, Михаил Ромм, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай. Важным культурным событием стали фильмы — «Карнавальная ночь», «Застава Ильича», «Весна на Заречной улице», «Идиот», «Я шагаю по Москве», «Человек-амфибия», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» и другие.

В 1955—1964 годах на территорию большей части страны была распространена телетрансляция. Телестудии открыты во всех столицах союзных республик и во многих областных центрах.

В Москве в 1957 году проходит VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов.

Оттепель в литературе

Оттепель в литературе

Это период в истории СССР после смерти И. В. Сталина (конец 1950-х — начало 1960-х гг.), характеризовавшийся ослаблением тоталитарной власти, относительной свободой слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, большей свободой творческой деятельности. Выражение «хрущёвская оттепель» связано с названием повести Ильи Эренбурга «Оттепель».

Начальной точкой «хрущёвской оттепели» послужила смерть Сталина в 1953 году.

С укреплением у власти Хрущёва «оттепель» стала ассоциироваться с осуждением культа личности Сталина. На XX съезде КПСС в 1956 году Никита Хрущёв произнёс речь, в которой были подвергнуты критике культ личности Сталина и сталинские репрессии. Многие политические заключённые в СССР и странах социалистического лагеря были выпущены на свободу и реабилитированы. Было разрешено возвращение на родину большинству народов, депортированных в 1930-е — 1940-е гг.

Во время периода десталинизации заметно ослабла цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более открытое освещение действительности. В период "оттепели" отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. Многие впервые узнали о существовании таких фигур, как Мандельштам, Бальмонт, Цветаева, Модильяни, Савинков и др. Искусственно прерванная связь эпох — дореволюционной и советской — восстанавливалась. Кого-то из авторов Серебряного века, в частности, Блока и Есенина, в 1950-е уже начали упоминать и печатать. Другие авторы все еще находились под запретом.

В начале 1950-х на страницах литературных журналов стали появляться статьи и произведения, сыгравшие роль возбудителя общественного мнения. Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал«Новый мир». С 1950 по 1970 журнал "Новый мир" возглавлял А.Т.Твардовский. На посту главного редактора он способствовал появлению в журнале ярких и смелых публикаций, собирая вокруг себя лучших писателей и публицистов. "Новомирская проза" выносила на суд читателей серьезные общественные и нравственные проблемы.

В 1952 в "Новом мире" был опубликован цикл очерков Валентина Овечкина Районные будни. Эта публикация положила начало целому направлению в литературе — "деревенской прозе". Деревенская проза показывала мудрость крестьян, живущих с природой в одном ритме и чутко реагирующих на любую фальшь. Один из самых ярких впоследствии "деревенщиков", Федор Абрамов, начинал печататься в "Новом мире" как критик. В 1954 была опубликована его статья «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», где он призывал писать "только правду — прямую и нелицеприятную".

В 1955-1956 появилось множество новых журналов — "Юность", "Москва", "Молодая гвардия", "Дружба народов", "Урал", "Волга" и др.

Знание фронтовой жизни и опыт выживания в лагерях легли в основу творчества Александра Солженицына, подвергшего советский режим наиболее последовательной критике. Некоторые произведения этого периода получили известность и на Западе, в том числе роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» и повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, "офицерская проза", несла важное понимание правды о прошедшей войне. Первым поднял эту тему, ставшую центральной в военной прозе 1950-1960, Виктор Некрасов в повести «В окопах Сталинграда», вышедшей в 1946. Константин Симонов, служивший фронтовым журналистом, описал свои впечатления в трилогии «Живые и мертвые» (1959-1979). В повестях писателей-фронтовиков Григория Бакланова «Пядь земли» (1959) и «Мертвые сраму не имут» (1961), Юрия Бондарева «Батальоны просят огня» (1957), Константина Воробьева «Убиты под Москвой» (1963) на фоне подробного, без прикрас описания военной жизни впервые прозвучала тема осознанного личного выбора в ситуации между жизнью и смертью.

Период оттепели сопровождается расцветом поэзии. Эйфория от открывшихся возможностей требовала эмоционального выплеска. С 1955 в стране стал проводиться праздник День поэзии. В одно из сентябрьских воскресений повсюду в стране в залах библиотек и театров читались стихи. С 1956 стал выходить альманах с одноименным названием. Поэты выступали с трибун, собирали стадионы. Поэтические вечера в Политехническом музее привлекали тысячи восторженных слушателей. С тех пор, как в 1958 на площади Маяковского был торжественно открыт памятник поэту, это место стало местом паломничества и встреч поэтов и любителей поэзии. Здесь читались стихи, обменивались книгами и журналами, шел диалог о происходящем в стране и мире. Наибольшую популярность снискали поэты яркого публицистического темперамента — Роберт Рождественский и Евгений Евтушенко. Не менее популярный Андрей Вознесенский был больше ориентирован на эстетику новой современности — аэропортов, неона, новых марок машин. Камерные, интимные мотивы Беллы Ахмадулиной, ее своеобразная, певучая авторская манера исполнения неуловимо напоминали поэтесс Серебряного века, привлекая к ней немало поклонников. "Тихие лирики" Владимир Соколов и Николай Рубцов обращались к природе в поисках подлинности бытия и гармонии с миром.

В кружке при Ленинградском технологическом институте (Е.Рейн, Д.Бобышев, А.Найман), общим увлечением которого был акмеизм, появился молодой поэт Иосиф Бродский.

В конце 1950-х — начале 1960-х популярным становится жанр авторской песни. Наиболее ярким представителем и зачинателем этого направления стал,strong>Булат Окуджава. Вместе с Рождественским, Евтушенко, Вознесенским и Ахмадулиной он выступал в Политехническом музее на шумных поэтических вечерах. Его творчество стало отправной точкой, импульсом для появления плеяды популярных отечественных бардов — Визбора, Городницкого, Галича, Владимира Высоцкого и др. Многие барды исполняли песни не только на собственные слова, часто на музыку ложились строки поэтов Серебряного века — Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама.

,strong>"Молодежная проза" печаталась по преимуществу в журнале "Юность". Его редактор, Валентин Катаев, делал ставку на молодых и неизвестных прозаиков и поэтов. Произведениям молодых была присуща исповедальная интонация, молодежный слэнг, искренний приподнятый настрой.

Тем не менее, период оттепели продлился недолго. Уже с подавлением Венгерского восстания 1956 года проявились чёткие границы политики открытости. Хрущёвская травля Бориса Пастернака, которому в 1958 была присуждена Нобелевская премия по литературе, очертила границы в сфере искусства и культуры. Окончательным завершением «оттепели» считается отстранение Хрущёва и приход к руководству Леонида Брежнева в 1964.

С завершением «оттепели» критика советской действительности стала распространяться лишь по неофициальным каналам, таким как Самиздат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: