double arrow

Диссидентское движение в СССР


Начиная с 70-х годов до середины 80-х годов ХХ столетия на международном рынке были высокие цены на нефть, которую наша страна экспортировала. На эти деньги приходилось закупать за рубежом не только товары народного потребления, но и продовольствие. Однако удерживать стабильный уровень жизни населения становилось к началу 80-х годов все труднее. В 70-е и 80-е годы в стране нарастает идеологический кризис, растет движение диссидентов. В рамках диссидентского движения в СССР начинается борьба за права человека. И это при лозунге советского строя «Все для блага человека!».

В идейном отношении в этом движении выделялись два крыла. Большинство составляли западники, знаменем которых стал опальный академик А.Д. Сахаров. Их лозунгом была борьба за права человека и приближение к западным стандартам демократии (вопросы экономики они практически не затрагивали). Меньшинство представляло патриотическое направление во главе с писателем А.И. Солженицыным – духовные наследники славянофилов, в борьбе с советским строем опиравшиеся на национальные идеалы и традиции. Большинство же интеллигенции, прекрасно понимая ситуацию, предпочитало конформизм, что говорит о моральном перерождении интеллектуальной элиты страны в эти годы. Может быть, поэтому, и в политическом, и в экономическом отношениях эпоха Брежнева получила прозвание «эпохи застоя». Фактическая смена режима единоличной диктатуры бесконтрольным всевластием партийного аппарата, рост его привилегий и окончательный отрыв от народа. Внешне это ознаменовалось официальным закреплением монополии КПСС на власть в новой конституции 1977 года (в основном же она повторяла сталинскую конституцию). Следствием этого явилось практически пожизненное закрепление высших номенклатурных чиновников на своих постах, что привело к постепенному одряхлению и утрате дееспособности многих высших руководителей, включая самого Брежнева после перенесенного им в 1976 г. инсульта. В свою очередь, это вело к упадку авторитета власти в глазах народа. Тем более комичной выглядела в этих условиях нараставшая тенденция восхвалений Брежнева, по числу наград самому себе попавшего в книгу рекордов Гиннеса. По меткому определению М.А. Шолохова, эта тенденция получила прозвание «культ без личности». Всевластию практически бесконтрольной высшей номенклатуры неизбежно сопутствовали рост коррупции и протекционизма. Были коррумпированы не только отдельные региональные руководители, но и высшие эшелоны МВД. Все это вело к постепенному угасанию в обществе коммунистических идеалов. Широко распространились стандарты двойной морали. [7]

Родители вспоминают, что в конце 70-х на выступающего по телевизору Брежнева уже было просто стыдно и смешно смотреть. Анекдоты про его немощь и бесконечные засыпания уже в открытую рассказывали повсеместно.

Внешняя политика СССР в «эпоху застоя»

В сфере внешней политики советское руководство пыталось решить несколько задач: сохранить СССР как монопольного лидера “социалистического лагеря”; не допустить распада и ослабления «социалистического лагеря»; cохранить противостояние с Западом («холодная война»), но сделать отношения с ним менее враждебными и более предсказуемыми. В отношении «третьего мира» СССР, прежде всего, ставил во главу угла идеологические факторы. Это означало поддержку, в первую очередь, стран т.н. «социалистической ориентации». В их число входили со второй половины 70-х гг. Ангола, Алжир, Мозамбик, Сирия, Эфиопия и др. Им поступала большая экономическая помощь, предоставлялось практически бесплатно советское вооружение. Главной чертой внешней политики СССР в середине 60-х – начале 80-х гг. стала еще большая ее идеологизация (усиления идеологической борьбы двух систем – социализма и капитализма). [8]

В условиях постоянной напряженности, противостояния Западу, возможность выезда за границу в капиталистические страны была для простых советских людей практически исключена. В связи с этим интересен рассказ моих родителей об их отношении к изучению английского языка в эти годы. Они и их ровесники даже не помышляли о возможности ездить в туристические поездки, а уже об общении, переписке и дружбе с иностранцами речи вообще не шло. Поэтому урокам английского языка не предавалось особого значения, на них больше веселились и учили только для галочки, о чем моим родителям пришлось пожалеть уже в более зрелом возрасте, когда появилась возможность путешествовать по миру.

Вернемся к отношениям СССР с развитыми государствами Запада. В целом, в силу экономических причин, понимая возможность ядерной войны, СССР стремился к разрядке международных отношений.

«Разрядка» началась с середины 60-х гг. улучшением взаимоотношений с Францией. В 1972 г. был подписан договор с ФРГ, открывший дорогу к признанию ГДР международным сообществом. В мае 1972 г. в Москве в ходе визита президента Р. Никсона были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны, Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений, получившее название ОСВ-1. Согласно им вводились количественные ограничения на развертывание противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках. В июне 1973 г. состоялся визит Л.И. Брежнева в США. Было подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны. В июне 1974 г. Р. Никсон вновь побывал в Москве. Здесь он подписал ряд новых соглашений об ограничении противоракетной обороны и подземных испытаний ядерного оружия. Вершиной «разрядки» стало совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Оно прошло в Хельсинки в 1975 г. с участием 33 государств Европы, а также США и Канады. Был подписан заключительный акт. Участники совещания обязались соблюдать принципы неприменения силы, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения прав человека, свободы информации и передвижения. В эти годы шли переговоры о сокращении вооруженных сил в Европе. Но события конца 70-х гг. - ввод советских войск в Афганистан и решение о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности - означали конец «разрядки». Избранный в ноябре 1980 г. президентом США Р. Рейган выступил с позиций жесткого противостояния советской экспансии. Обострение двухсторонних отношений выразилось в отказе США и ряда его союзников участвовать в Московской Олимпиаде 1980 г., взаимных обвинениях в связи с гибелью южнокорейского пассажирского самолета, сбитого советскими истребителями в районе Сахалина осенью 1983 г., отказе СССР и его союзников приехать на Олимпиаду 1984 г. в Лос-Анджелес (США). Тем не менее, хотя договор ОСВ-2, подписанный в 1979 г., не был ратифицирован американской стороной, обе страны продолжали его соблюдать. Таким образом, к середине 80-х гг. внешнеполитическое положение СССР заметно ухудшилось: нарастал кризис в социалистическом лагере и в международном коммунистическом движении, прохладными оставались отношения с Китаем, присутствие в «третьем мире» и военное соперничество с США требовали все более непосильных экономических расходов. Ситуация диктовала необходимость пересмотра основных внешнеполитических подходов. [8]

Заключение Неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, развал политической системы, снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР, авторитарный характер советского общества (гонения на церковь, преследование КГБ диссидентов), цензура, запрет на общение с заграницей, растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами, постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада, Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соц.лагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики привели к тому, что назрела необходимость перемен. Средний возраст членов и кандидатов в члены Политбюро, секретарей ЦК к концу 70-х годов ХХ века составлял 68 лет. Управлять такой огромной страной, как наша очень непросто. По-старому управлять было нельзя, а по-новому руководство СССР управлять не умело, они боялись перемен, только этим можно объяснить причины, по которым проблемы в экономике, социально-политической и духовной жизни страны не решались, а только усугублялись. Несмотря на то, все источники и факты говорят о том, что эпоха застоя все же была застойной, я вновь обратилась к родителям с вопросом: понимали ли вы, что жили в «застойное» время? У них была возможность бесплатно учиться, у них была сильная идеология, они любили и любят свою страну, свой город. Мог ли советский человек сказать, что он живет в «застое»? Человек живет не десятилетиями и не эпохами, человек живет каждым днем, когда нужно ходить в школу, покупать продукты, готовить ужин. Он привык к своему распорядку и ритму дня, для него жизнью является то, что каждый день предстает перед его глазами. Люди, жившие в 60-80е года, не считали свою жизнь «застойной», но они были ГОТОВЫ к переменам и радостно восприняли их. Подошел тот момент, когда бесплатно учиться или получать бесплатную медицинскую помощь было недостаточно, людям хотелось путешествовать, читать запрещенные книги, смотреть «чужие» фильмы, высказывать свободно свое мнение. Людям хотелось иметь собственное представление об окружающем нашу страну МНОГООБРАЗНОМ МИРЕ. Я считаю, что «годы застоя» были годами, когда за внешним спокойствием набирала силу буря, которая разразилась в 90-е годы и вошла в историю под названием Перестройка. И кто знает, как назовут потомки период времени в котором мы живем сейчас…   Список литературы   1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х тт. СПб., 1880–1882. Т. 1. 2. Википедия – свободная энциклопедия. –http://ru.wikipedia.org/wiki/Период_застоя 3. П. С. Самыгин. История П. С. Самыгин – Изд. 18-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс,2011. – 474с. – (Среднее профессиональное образование)., 2011 4. Е.В. Акдоган, 2013. –http://newsland.com/news/detail/id/606187/ 5. Chadwick М, Long D. Nissanke М. Soviet Oil Exports: Trade Adjustments. Refining Constraints and Market Behaviour. Oxford: Oxford Institute for Energy Studies, 1987 6. Лекции по истории СССР. – http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Social-Sciences/History/13403/13734/13745 7. Лекции по политическим тенденциям брежневской эпохи. –http://txtb.ru/17/44.html 8. История России с древности до наших дней Учебник /под ред. А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 768с. 9. Захаров С.П., Захарова В.А. – родители Захаровой М.С,.  
 
 

Сейчас читают про: