Феномен культуры

«Культура» (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создании ими материальных и духовных ценностей.

Понятие «культура» употребляется для характеристики исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком значении - сфера духовной жизни людей.

Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, результаты, нормы морали и права и др.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения людей). Такое понятия «культура» и глубина содержания вызвали множество научных определений. Широта охватываемых культурой явлений влияет на закрепление за этим понятием многих смысловых оттенков, что в свою очередь способствует вариативному его толкованию, пониманию и использованию различными дисциплинами.

Философско-антропологическая направленность в определениях понятие культуры не случайна. Ведь собственно человек является субъектом и носителем культуры. Существование культуры возможно только в человеческом обществе и служит потребностям человека. Яркой иллюстрацией этого является «поэтическая» версия культуры Николая Рериха, по которой культура рассматривается «как любовь к человеку, как синтез действенного блага, очаг просвещения и красоты».

Связь человека и культуры не может быть безосновательной. Основой этой связи является природа, в широком понимании этого слова. Следовательно, для изучения феномена культуры в его существенных и исторических проявлениях следует выяснить соотношение природного и культурного в сфере человеческой жизнедеятельности.

Понятие «природа» - одно из самых широких. Прежде всего, природа занимает все то, что возникло и существует по себе, независимо от воли и желания человека. Как результат обобщения, понятие «природа» охватывает все сущее, весь мир в многообразии его форм, и близкий к понятию материи, универсума, Вселенной. Но это определение более свойственно природе как материальной действительности в ее бытии без человека. Действительность, где появляется человек как природный, но вместе с тем и социально-культурный фактор, характеризуется понятием «природа», которое подразумевает всю совокупность естественных условий существования человека. И уже как такая «природа» фиксирует определенную черту жизнедеятельности человека, отличие внешних объективных обстоятельств человеческого бытия от внутренних особенностей самой человеческой жизнедеятельности.

Понятие «культура», как уже упоминалось, латинского происхождения и первоначально употреблялось для определения процесса обработки почвы.

Даже в этом узком смысле подчеркивается наличие изменений в природном объекте, в зависимости от действий человека в отличие от изменений под действием естественных причин. Понятие «культура» в этом смысле занимает все то, обработанное, преобразованное человеком (обществом), что несет в себе человеческое начало.

Следовательно, такой анализ понятий «природа» и «культура» показывает их различие: под культурой следует понимать то, что создано человеком, то есть - искусственное; под естественной - все натуральное, что существует, по не зависящим от человека законам мироздания.

В то же время культура является средством сочетания человека с природой. И чем гармоничнее взаимодействие человека и природы, тем качественнее ее жизнь с точки зрения культурного развития.

Феномен культуры свидетельствует, что в самых общих чертах культура представляет собой материальный и духовный прогресс, как индивидов, так и общества. Универсальное (общечеловеческое) и личностно-индивидуальное сочетаются в культуре, которая охватывает все сферы жизнедеятельности человека, находясь в диалектической взаимосвязи с ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: