Можно было бы предположить, что работы Милгрэма, касающиеся подчинения-как в свое время эксперименты Аша, посвященные изучению конформизма, вызо-
____________________________ Б. Подчинение 55
вут большое число дальнейших исследований. Однако этого не произошло, хо-тЯ невозможно утверждать, что подчинение имеет меньшее значение, чем конформизм, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Теоретический вопрос о причинах подчинения людям, обладающим авторитетом, конечно, не менее интересен, чем вопрос, почему индивиды уступают давлению, оказываемому группой равных им людей. Также и с практической точки зрения многие стали бы утверждать, что некоторые исторические примеры подчинения (например, бойня в деревне Ми Лай, зверства нацистов во время Второй мировой войны) по крайней мере столь же важны, как и конформизм в реальной жизни (не преминув, конечно, признать, что во многих ситуациях эти два типа процессов трудно разграничить). В самом деле, некоторые исследователи, рассматривавшие названные выше работы, пошли еще дальше, заявляя, что изучение подчинения, проведенное Милгрэмом, составляет эпоху благодаря своему вкладу в наши знания о поведении людей. Например, Росс (Ross, 1988) полагает, что «больше, чем какой-нибудь другой вклад в историю науки об обществе, эти исследования стали частью интеллектуального наследия нашего общества — этого маленького собрания исторических инцидентов, библейских притч и классической литературы, — из которого мыслители могут свободно черпать, когда они обсуждают природу человека или когда изучают историю человечества» (р. 101).
Наиболее вероятной причиной, почему работы Милгрэма вызвали меньше исследований, чем эксперименты Аша, является то, что изучение подчинения поднимает более серьезные этические проблемы, а именно вопрос, могут ли научные или другие основания оправдать тот факт, что испытуемым даются приказания целать то, что сам экспериментатор считает неприятным и даже отталкивающим с точки зрения морали. Эксперименты Милгрэма вызвали бурные споры, которые во многом выходили за рамки социальной психологии. Например, при обсуждении работ Милгрэма Бруно Беттельгейм заявил: «Я его ненавижу, как я ненавижу Зимбардо. Эти эксперименты настолько отвратительны, и цель, которая побудила их провести, так отвратительна, что никакие их результаты не имеют ценности... Они прямо продолжают эксперименты нацистов на человеческих существах» (цит. по: Askenasy, 1978, р. 13). Действительно, работы Милгрэма наряду с другими спорными работами вызвали широкую дискуссию об этических последствиях исследований, использующих человека как объект эксперимента (например, Baumrind, 1964; Schlenker, Forsith, 1977; см. также Miller, 1986 для более глубокого рассмотрения). Полемика достигла кульминации, завершившись политикой ограничения исследований человека со стороны как Американской психологической ассоциации, так и исследовательских агентств американского правительства. Одним из следствий этой политики было сокращение работ по изучению подчинения власти, в частности в США (Blass, 1992).
Несмотря на ограничения, введенные ввиду этических проблем, вызванных Работами Милгрэма, впоследствии был проведен ряд исследований, посвящен-"Ых подчинению. Например, было установлено, что подчинение отнюдь не только американское явление. Некоторые исследования показывают, что облеченные властью люди, которые приказывают индивидам причинять страдания другим, 'Пользуются влиянием и в других странах, в том числе в Австралии, Германии, Иордании и в Нидерландах (Kilham, Mann, 1974; Mantell, 1971; Meeus, Raaijma-tars, 1995; Shanab, Yahia, 1978). Исследования различий между полами в отноше-
eg Глава 1, Конформизм и подчинение
Б. Подчинение 57
нии подчинения дали противоречивые результаты. Одни исследователи не отме
чают здесь никаких различий (Milgram, 1974; Shanab, Yahia, 1978), другие находят, •
что подчинение в большей степени свойственно женщинам (Sheridan, King, 1972), •
но есть и такие, которые утверждают, что большая степень подчинения наблюда- •
ется у мужчин (Kilham, Mann, 1974). •
Было также отмечено, что подчинение не сводится к исполнению приказа при-1 менить электрошок во время эксперимента. Например, Орн и Ивенс (Orne, Evans, I 1965) констатировали случаи подчинения приказу прикоснуться к «ядовитой» Г змее, погрузить руку в сосуд с «кислотой» и обрызгать ею других людей. Было об- I наружено, например (Hofling, Brotzman, Dalrymple, Graves, Pierce, 1966), что некоторые медсестры соглашались давать пациентам в больнице опасные медикаменты по распоряжению незнакомого врача. А Меус и Рааймакерс (Meeus, Raaijmakers, 1986, 1987) добились значимого числа случаев подчинения в ситуации, когда испытуемые должны были причинить не физические, а психологические страдания. В их эксперименте испытуемые, придя в лабораторию, встречали человека, находившегося там явно с целью пройти тест для найма на работу. Экспериментатор, отведя испытуемых в сторону, сообщал им, что его интересует, как люди работают в состоянии стресса. Задача участников эксперимента заключалась в том, чтобы мучить человека, зачитывая ему вопросы теста. Например, они произносили фразу типа: «Согласно тесту, вам лучше было бы претендовать на более низкую должность». По мере того как сеанс продолжается, человек энергично протестует против такого обращения и в конце концов не справляется с заданиями теста и не получает работу. Когда экспериментатор просил участников эксперимента продолжать оскорблять человека, 91% из них подчинялись беспрекословно.
Важным фактором в подчинении является степень ответственности, которую чувствует человек, причиняющий страдания. Было отмечено, что люди меньше способны подчиняться, когда они чувствуют личную ответственность за страдания жертвы, чем в противоположном случае (Tilker, 1970). Так, Меус и Рааймакерс (Meeus, Raaijmakers, 1995) констатировали, что предупреждение испытуемых о том, что они подлежат наказанию по закону за причиненные жертве страдания, сильно сокращает число подчинившихся распоряжению (оно падает с 91 до 30%). Эти результаты важны, так как во многих организациях подчиненные ощущают себя всего лишь маленькими винтиками механизма, не несущими личной ответственности за последствия своих поступков. Это поднимает интересный вопрос: способны ли те, кто находятся в среднем звене организации и ограничиваются передачей распоряжений, которые в конце концов могут причинить вред людям, к большей степени подчинения, чем те, кто действительно этот вред причиняют. Килхэм и Манн (Kilham, Mann, 1974) изучали эту проблему в эксперименте, где сравнивали реакцию людей, которые просто передавали распоряжения экспериментатора подвергнуть электрошоку участника эксперимента (передатчиков), и тех людей, которые действительно подвергали жертву электрошоку (исполнителей). Результаты показывают, что беспрекословно подчинялись 54% передатчиков, но только 28% исполнителей.






