Теперь, когда мы рассмотрели эмпирические исследования подчинения, пришло время заняться причинами такого поведения. Прежде всего мы должны оставить в стороне два объяснения, которые хотя и кажутся правдоподобными, но все же
не выдерживают более глубокого анализа. Одно из этих объяснений заключается в том, что уступчивые, послушные индивиды — это садисты, которые заставляют человека страдать потому, что это доставляет им удовольствие. Данное объяснение опровергается тем очевидным, упомянутым выше фактом, что когда испытуемым разрешали самим выбирать напряжение тока, а экспериментатор не оказывал на них давления, то они достаточно редко применяли электрошок (Milgram, 1974). Эти и другие результаты (которые получили, например, Kilham, Mann, 1974; Mantell, 1971) показывают, что «неподобающее поведение» испытуемых Милгрэ-ма вызвано подчинением авторитету, а не враждебностью к жертве или садизмом, якобы свойственным этим людям (Blass, 1992). Другой аргумент против объяснения с помощью садизма — это тот факт, что в эксперименте Милгрэма многие испытуемые, которых заставили применять электрошок, приходили в состояние стресса и напряжения, выражавшееся в том, что они покрывались потом, дрожали и нервно смеялись. Второе объяснение результатов, полученных при изучении подчинения, заключается в следующем: испытуемые не верят, что они действительно причиняют страдание жертве, и в этом случае их поведение не является подчинением. Против такого объяснения Милгрэм и другие исследователи привели доказательства, что испытуемые воспринимали страдания жертвы как реальные. Например, Мантел (Mantell, 1971) констатировал, что среди испытуемых, применивших электрошок 26 раз и более, 49% верили, что если жертва перестала реагировать, значит, этот человек потерял сознание или умер.
Самым подробным отчетом об экспериментальном изучении подчинения мы, вероятно, обязаны самому Милгрэму. В своей книге, опубликованной в 1974 г., Милгрэм выявил различия между двумя психологическими состояниями — автономным состоянием и состоянием подчиненности. Люди, для которых характерно первое, считают себя индивидуальностями, чувствуют личную ответственность за свои поступки и руководствуются своей совестью, когда решают, корректно ли их поведение. Напротив, в состоянии подчиненности люди считают, что они принадлежат к иерархической структуре и что за их поступки ответственность несут те, кто стоят выше, чем они, в этой иерархической системе. Такие люди руководствуются распоряжениями авторитета во всем, в том числе и в оценке корректности своих поступков.
Милгрэм предположил, что, когда люди принимают участие в эксперименте, проводимом с целью изучения подчинения, возможно действие нескольких факторов, оказывающих влияние на испытуемых и определяющих переход от автономного состояния к состоянию подчиненности. Эти предварительные условия включают предшествующие эксперименту вознаграждения за подчинение авторитету в семье, школе, на работе. На этих людей действует также мысль, что наука — это легитимное социальное дело и что поэтому в условиях эксперимента, экспериментатор представляет собой легитимный авторитет. По мнению Милгрэма, как только испытуемые входят в состояние подчиненности, они становятся восприимчивыми к желаниям авторитета, соглашаясь с тем определением ситуации, которое дает авторитет. При этом они чувствуют меньшую ответственность За свои поступки. Наконец, Милгрэм идентифицировал несколько факторов, метающих испытуемым выйти из состояния подчиненности. Эти ограничивающие факторы включают эпизодический характер поставленной перед человеком задачи, нежелание обидеть авторитет и страх перед неповиновением приказанию Легитимного авторитета.
gg Глава 1. Конформизм и подчинение
В. Конформизм и подчинение — это хорошо или плохо? 59
Хотя эмпирические доказательства теории Милгрэма и, в частности, понятие^ «перехода к состоянию подчиненности» не вполне убедительны (Blass, 1992; MilleJ 1986), тем не менее эта теория дает последовательное, логичное и кажущеесяИ правдоподобным на интуитивным уровне объяснение подчинения. Одной из важ-1 ных черт этой теории является то, что она выделяет ситуационные детерминантьш подчинения и пренебрегает личностными детерминантами. Несмотря на то чтсЛ Милгрэм (Milgram, 1974, р. 205) в принципе признал важную роль, которую могут играть при подчинении личностные факторы, ему не удалось выявить четко ', выраженных корреляций между чертами личности и готовностью к подчинению * авторитету. Правда, кое-где можно найти некоторые результаты, указывающие на то, что личностные переменные, такие как авторитарность, могут играть роль при • подчинении (Blass, 1991), однако в большей части дискуссий о психологии подчинения по-прежнему подчеркивается воздействие ситуационных факторов.
Исключение составляет работа Кельмана и Гамильтона (Kelman, Hamilton, 1989), которые рассматривают значение индивидуальных различий для понима-; ния авторитета и ответственности. Они выдвигают тезис о том, что различные типы ориентации связаны с различным пониманием ответственности в ситуациях, требующих вмешательства авторитета. Так, например, для людей, ориентированных на правила, ответственность заключается в подчинении требованиям авторитета; для тех, кто ориентирован на социальную роль, ответственность заключается в выполнении обязательств, связанных с ролью; а для людей, ориентированных на ценности, ответственность предполагает необходимость обратиться к внутренним критериям, чтобы оценить последствия поступков. Пользуясь методикой опроса, Кельман и Гамильтон получили ответы на вопрос, как должен был вести себя лейтенант Келли в деревне Ми Лай: стрелять или отказаться стрелять? Результаты опроса большого числа людей показывают, что люди, ориентированные на ценности, более склонны к неподчинению авторитету, чем люди, ориентированные на правила или на социальную роль. Возможно, что отдельные примечательные акты неповиновения, имевшие место в истории, как, например, сопротивление жителей французской деревни Ле Шамбон властям Виши во время Второй мировой войны, станут понятными, если использовать матрицу Кельмана и Гамильтона (ср. Rochat, Modigliani, 1995).