Б. Синектика

Синектический метод основывается главным образом на сознательном и органи­зованном использовании метафоры. Ставится цель обучить творческому мышле­нию в групповой ситуации, а затем — использовать этот метод для решения конк­ретных задач.

Главная мысль Гордона (Gordon, 1965) и его метода заключается в том, что о основе креативности лежит эвристическое использование метафоры. В таком случае необходимо научиться самому и побудить группу собирать, комбиниро­вать, сближать элементы, которые кажутся не связанными с другими элементами. Следовательно, речь идет о том, чтобы «сделать необычное знакомым, а знакомое, привычное — необычным». Это прием, используемый коллективно и опирающий­ся на динамику группы.

Такой образ действий требует создания непринужденной обстановки игры, удо­вольствия с целью возвратить участникам взгляды и установки, свойственные ре­бенку при столкновении с реальной действительностью. «Игра как установка ума и способность изобретать является у взрослого точной копией аттитюдов и спо­собностей ребенка: взрослому нужно только суметь вернуться в состояние детства. В то время как обычно считают "инфантильным" взрослого, который с удовольст­вием играет, синектика считает, что эту склонность, напротив, следует культиви­ровать и сознательно использовать, чтобы способствовать творческой деятельно­сти» (Gordon, op. cit., p. 87).

«Переворачивание» точек зрения, искомый новый взгляд будет результатом систематического использования аналогий трех типов.

Личная аналогия. Она заключается в просьбе к участникам отождествить себя с каким-либо элементом изучаемой проблемы и придумать реакции, поведение, позы, которые появились бы в таком случае. Следовательно, члены группы смо-гУт в зависимости от задачи идентифицировать себя с молекулой, поршнем, вело­сипедом и т. д.

Прямая аналогия состоит в использовании в какой-либо сфере или науке зна­ний, известных из другой области. Например, взять за точку отсчета биологию Животных и применить ее к задачам запуска подводных торпед. При решении Проблемы происходит перенос знаний из знакомой сферы в другую.


224 Глава 6. Креативность групп


3. Выводы 225



Символическая или фантастическая аналогия. Она заключается в замене какого-либо объекта проблемы либо символической картинкой (например, хру. стальный шарик для психологического теста), либо образами, похожими на сно­видения, основанными на волшебстве, фантастике, на иррациональном и т. д. Здесь надо дать свободу иллюзиям, поэтической речи, мечтам, с тем чтобы выработать идеи или новый подход к проблеме (задаче).

Синектический метод требует или предпочитает наиболее гетерогенные груп­пы с целью увеличить расхождение точек зрения. К тому же члены таких групп отбираются на основе тестов и интервью на базе их «метафорических способно­стей» и способности к смещению центра внимания, личного и когнитивного. Под­готовка длится несколько месяцев и включает три больших этапа (фазы). Сначала группа реагирует как можно более спонтанно на поставленную задачу и пытается ее идентифицировать во всех аспектах, включая и самые экстравагантные. В кон­це этой фазы выявляются параметры для рассмотрения. Второй этап — это фаза выработки идей. Все внимание сосредоточено на систематическом использования аналогий. Наконец, на третьем этапе происходит «возвращение к реальной дейст­вительности», и теперь изучаются различные возможности решения задачи и при­менения аналогии к конкретным проблемам.

Так же как метод мозгового штурма, синектический метод пользовался боль­шим успехом, его и сейчас применяют либо в классической форме, либо в произ­водных формах, как, например, метод «Интерлог» (cp.Jaoui, 1975) или «бионика» (ср. Gerardin, 1971).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: