Синектический метод основывается главным образом на сознательном и организованном использовании метафоры. Ставится цель обучить творческому мышлению в групповой ситуации, а затем — использовать этот метод для решения конкретных задач.
Главная мысль Гордона (Gordon, 1965) и его метода заключается в том, что о основе креативности лежит эвристическое использование метафоры. В таком случае необходимо научиться самому и побудить группу собирать, комбинировать, сближать элементы, которые кажутся не связанными с другими элементами. Следовательно, речь идет о том, чтобы «сделать необычное знакомым, а знакомое, привычное — необычным». Это прием, используемый коллективно и опирающийся на динамику группы.
Такой образ действий требует создания непринужденной обстановки игры, удовольствия с целью возвратить участникам взгляды и установки, свойственные ребенку при столкновении с реальной действительностью. «Игра как установка ума и способность изобретать является у взрослого точной копией аттитюдов и способностей ребенка: взрослому нужно только суметь вернуться в состояние детства. В то время как обычно считают "инфантильным" взрослого, который с удовольствием играет, синектика считает, что эту склонность, напротив, следует культивировать и сознательно использовать, чтобы способствовать творческой деятельности» (Gordon, op. cit., p. 87).
|
|
«Переворачивание» точек зрения, искомый новый взгляд будет результатом систематического использования аналогий трех типов.
Личная аналогия. Она заключается в просьбе к участникам отождествить себя с каким-либо элементом изучаемой проблемы и придумать реакции, поведение, позы, которые появились бы в таком случае. Следовательно, члены группы смо-гУт в зависимости от задачи идентифицировать себя с молекулой, поршнем, велосипедом и т. д.
Прямая аналогия состоит в использовании в какой-либо сфере или науке знаний, известных из другой области. Например, взять за точку отсчета биологию Животных и применить ее к задачам запуска подводных торпед. При решении Проблемы происходит перенос знаний из знакомой сферы в другую.
224 Глава 6. Креативность групп
3. Выводы 225
Символическая или фантастическая аналогия. Она заключается в замене какого-либо объекта проблемы либо символической картинкой (например, хру. стальный шарик для психологического теста), либо образами, похожими на сновидения, основанными на волшебстве, фантастике, на иррациональном и т. д. Здесь надо дать свободу иллюзиям, поэтической речи, мечтам, с тем чтобы выработать идеи или новый подход к проблеме (задаче).
|
|
Синектический метод требует или предпочитает наиболее гетерогенные группы с целью увеличить расхождение точек зрения. К тому же члены таких групп отбираются на основе тестов и интервью на базе их «метафорических способностей» и способности к смещению центра внимания, личного и когнитивного. Подготовка длится несколько месяцев и включает три больших этапа (фазы). Сначала группа реагирует как можно более спонтанно на поставленную задачу и пытается ее идентифицировать во всех аспектах, включая и самые экстравагантные. В конце этой фазы выявляются параметры для рассмотрения. Второй этап — это фаза выработки идей. Все внимание сосредоточено на систематическом использования аналогий. Наконец, на третьем этапе происходит «возвращение к реальной действительности», и теперь изучаются различные возможности решения задачи и применения аналогии к конкретным проблемам.
Так же как метод мозгового штурма, синектический метод пользовался большим успехом, его и сейчас применяют либо в классической форме, либо в производных формах, как, например, метод «Интерлог» (cp.Jaoui, 1975) или «бионика» (ср. Gerardin, 1971).