Г. «Клинические» методы

Мы группируем под этой рубрикой последний тип методов, также весьма распро­страненный, — методов, очень близких к групповой терапии, хотя, разумеется, с радикально другими целями. Они требуют одного или нескольких очень компе­тентных и контролируемых руководителей.

1. Методы, основанные на ролевой игре. Каждый член группы идентифици­рует себя с персонажем или предметом, относящимся к данной проблеме. Далее он изображает то поведение, которое мог бы проявить этот объект при взаимодей­ствии с другими членами группы, идентифицировавшими себя с другими объек­тами. Если не играть роли, то можно просто попросить участника говорить минут десять от имени предмета, с которым он себя идентифицировал. В обоих случаях часть группы наблюдает за тем, что делается и говорится, и пытается перенести это на изучаемую проблему.

2. Управляемый сон наяву. Этот метод применяется в очень небольшой груп­пе (максимум из 10 человек) и заключается в том, чтобы привести участников в состояние, промежуточное между сном и бодрствованием. Это состояние дости­гается с помощью окружающей обстановки. Участники лежат в полумраке и вы­полняют соответствующие релаксационные упражнения. Сеанс длится 1-2 часа. Вначале руководитель предлагает картинки и темы нейтрального содержания, за­тем — все более и более близкие к изучаемой проблеме. Члены группы реагируют фантазиями, связанными с заданными темами. Эти фантазии и ассоциации затем обрабатываются и анализируются группой, руководителями, присутствовавши­ми на сеансе, наблюдателями.

Ясно, что все эти методы направлены на ослабление «обороны» (защитных реакций) и рационализма индивидов с целью помочь им разблокировать свой потенциал творчества и получить доступ к более глубоким образам или ассоциа­циям. Понятно, что эти методы пользуются большим успехом при изучении мар­кетинга и рекламы, где исследование реакций и скрытых мотиваций остается главной задачей. Однако понятно также и то, что развитие и бесконтрольное при­менение этих методов ставит особенно серьезно проблемы профессиональной этики (деонтологические проблемы).

Выводы

Как мы видели, хотя наше изложение было очень кратким, приемов развития креативности немало, а воображение тех, кто их применяет, весьма плодовито, в том числе и тогда, когда необходимо определить то, что, по их утверждению, яв­ляется наукой креативности, для которой они придумывают разнообразные на­именования, такие, например, как creatique, inventique, creargie и т. д. Как известно, проблема инновации становится социально-экономической проблемой и приоб­ретает все более первостепенное значение. Эти инновации реализуются путем ра­боты в команде, поскольку такая работа распространилась как на предприятиях, так и в научных исследованиях, в педагогике и во всех областях экономической и общественной жизни. Несмотря на это, и теоретические и эмпирические исследо-


За». 683


i I fjyi II I


вания креативности групп находятся еще в самой начальной стадии. Как отмеча ют Макграт и Кравиц (McGrath, Kravitz, 1982) в обзоре данной проблемы, опуб." ликованном совсем недавно и касающемся исследования групп, в этой облает" все или почти все еще только предстоит сделать. Ибо за исключением краткое периода, соответствующего распространению и успехам метода мозгового штуп! ма, эта тема остается в социальной психологии как бы «заклятой», по причинам связанным не только с трудностью проведения экспериментов и операционализа-ции креативности, но также и со сложностью самого процесса, в котором совмест­но участвуют переменные когнитивные, аффективные и социальные. Нам кажет­ся, однако, что социальные психологи уже не смогут слишком долго оставаться равнодушными к этой проблеме и стоять в стороне. Социальная психология мо­жет внести свой вклад, в частности, благодаря экспериментальному подходу, ко­торый представляется нам особенно подходящим для этого типа проблем, и дать ответы, имеющие фундаментальное значение для социального и экономического развития. Изучение креативности групп, как нам кажется, должно стать в бли­жайшие годы одной из господствующих тем в нашей науке.


I


ГЛАВА 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: