Как феномен «социальные представления» предстают, следовательно, в раз» разных, более или менее сложных формах. Это образы, в которых сконденсир на совокупность значений. Это системы отсчета, позволяющие нам интерпреп вать то, что с нами происходит, и даже осмысливать неожиданное. Это катего служащие для классификации обстоятельств, феноменов, индивидов, с котор] мы имеем дело. Это и теории, позволяющие выносить о них решения. Нер(в конкретной действительности нашей жизни в обществе они служат всему эт одновременно.
Но в приведенных примерах, переходя от лаборатории к социальным или торическим контекстам, от данных, полученных с помощью закодированных i цедур, к анализу институциональных или спонтанных рассуждений, мы во: случаях могли видеть, что речь идет об одном и том же, а именно о способе ин претировать и осмысливать нашу повседневную действительность, о форме а ального знания. И в соответствии с этим о ментальной деятельности индив* и групп, направленной на установление позиций по отношению к ситуациям бытиям, объектам и сообщениям, которые их касаются. Социальное здесь npi ляется многообразно: через конкретный контекст, в котором находятся лю; группы; через общение, которое возникает между ними; через рамки восприя которые задает их культурный багаж; через коды, ценности и идеологии, свя ные со специфической социальной принадлежностью.
Следовательно, понятие «социальное представление» лежит на границе ме психологическим и социальным. Оно в первую очередь касается того, как мы Циальные субъекты, воспринимаем и понимаем события повседневной жи Данные об окружающей нас среде, информацию, которая в ней распространяв 0 людях из нашего близкого или дальнего окружения. Короче говоря, пош «социальное представление» относится к «спонтанному», «наивному» знанию, интересующему сегодня общественные науки, — к знанию, обычно называем здравым смыслом или естественным мышлением в противоположность мыг Пию научному. Это знание складывается на основе нашего опыта, а также на oi Be информации, знаний, способов мышления, которые мы получаем и nepez По традиции, через воспитание и через социальное общение. Поэтому во мне отношениях это социально выработанное и разделяемое (с другими людьми) ние. Его многочисленные аспекты направлены на то, чтобы мы освоили окру»
376 Глава 13. Социальное представление: феномены, концепт и теория
щую среду, понимали и могли объяснить факты и идеи, уже существующие в мире, в котором мы живем, или возникающие в нем, чтобы мы могли воздействовать на других и действовать вместе с ними, чтобы могли позиционировать себя по отношению к ним, отвечать на вопросы, которые ставит перед нами мир, а также понимать, что означают для нашего поведения в жизни открытия науки и историческое становление, другими словами, это практическое знание. Придавая смысл — в непрерывном кипении жизни в обществе — нашим событиям и поступкам, оно создает очевидные истины в реальной действительности, где мы достигаем консенсуса, способствует социальному строительству нашей реальности, как говорят те, кто поднял это знание до уровня, на котором оно стало достойным объектом новой социологии знания (Berger, Luckman, 1966).
Это же самое знание казалось в 1961 г. Сержу Московичи стержнем социальной психологии знания. Будучи ментальным продуктом общества, как и наука, мифы, религия, идеология, оно отличается от них способами выработки и функционирования в формах общества, несущих, подобно нашему обществу, печать плюрализма учений и идей, изоляции или загадочности науки, социальной мобильности и т. д. Родство на этом кончается. В социальной психологии мнения, аттитюды, стереотипы, образы — это частные объекты, через которые бихевиористские модели сводят знание к простой установке на реагирование (Fodor, 1981).
Дюркгеймовское понятие охватывает эту форму общественной мысли, не уточняя ее специфики. Для ее объяснения необходимо было создать модель, которая выявляла бы психологические и социальные механизмы ее выработки, обнаруживала бы ее операции и функции. Работа «Психоанализ, его имидж и его аудитория» и сегодня остается единственной глобальной систематической попыткой, предпринятой в этом направлении, как напоминает Херцлих (Herzlich, 1972).
Действительно, вот уже добрый десяток лет ведутся многочисленные интересные исследования в этом направлении. В своих экспериментах, проводимых в лабораториях или естественных условиях, исследователи сосредоточили внимание на специфических аспектах социальных представлений, нередко в ответ на теоретические вопросы, которые поднимает эта новая область исследований, где постоянно сохраняется напряжение между психологическим и социальным полюсами. Конечно, все согласны, что к социальным представлениям следует подходить как к продукту и процессу переработки психологической и социальной реальности. Но отдельные феномены и выявляемые механизмы располагаются на различных уровнях — от индивидуального до коллективного, — и это затрудняет общий охват социального мышления.
С другой стороны, тот факт, что социальное представление является формой знания, таит опасность его сведения к межличностному событию, в котором социальный аспект окажется вторичным. То, что речь идет о форме общественного мышления, создает опасность его растворения в феноменах культуры или идеологии.
Тем не менее в этой бурно развивающейся области исследования появляются результаты, обобщение которых позволяет дать многостороннее освещение феноменов социальных представлений. Эти знания могут быть представлены в единой теоретической модели, развивающей понятие «социальные представления». Мы предлагаем следующее общее определение социальных представлений: понятие «социальное представление» обозначает специфическую форму знания — знание
Б. Элементы, необходимые для охвата понятия «социальное представление» 377
здравого смысла, содержание которого свидетельствует о действии социально маркированных порождающих и функциональных процессов. В более широком понимании оно обозначает форму социального мышления.
Социальное представление — это разновидность практического мышления, направленная на общение, на понимание и освоение социального окружения, материального и идеального. Как таковые они обнаруживают специфические свойства в плане организации содержания, а также мыслительных операций и логики.
Социальную маркировку содержания или процессов репрезентации следует соотносить с условиями и контекстами, в которых возникают представления, с сообщениями, в которых они распространяются, а также с функциями, которым они служат при взаимодействии с миром и «другими».
Рассмотрим более пристально, как будут постигаться объекты, определенные таким образом.