В этом процессе социальное проявляется в компоновке и в форме знаний, относящихся к объекту представления. Оно соединяется с одной из характеристик социального мышления — свойством конкретизировать абстрактное, материализовать слово. Таким образом, объективацию можно определить как образную и структурирующую операцию.
1. Процесс объективации. Представление делает возможной взаимозаменяемость перцепта и концепта. Именно представление благодаря приданию образно сти абстрактным понятиям дает плотную материальную структуру мыслям, созда ет соответствие вещей словам, воплощает концептуальные схемы. Эта процедур тем более необходима, что в потоке сообщений, в котором мы утопаем, слишк обильный запас понятий и мыслей поляризуется в материальных структур • «Объективировать — это значит поглотить излишние значения, материализуя * (Moscovici, 1976).
В этом нам помогает повседневный опыт. Рокьепло (Roqueplo, 1974) иллю рирует силу его инерции: здравый смысл использует понятие «вес», которое всей очевидностью позволяет интерпретировать понятие массы, — абстрактН понятие, получившее научное определение три столетия назад и входящее в на
/агаж школьных знаний и в нашу культуру. Тем более что материализация понятий, не имеющих точно определенных границ, — явление обычное. Об этом свидетельствуют представления о психической болезни, которые мы изучали в условиях сельской жизни: психически больные люди жили у местных жителей и пользовались полной свободой (Jodelet, 1984). Среди прочих формулировок, используе-^ух «наивной» теорией психической болезни, некоторые нервные заболевания объясняют «шоком»: это может быть страх перед войной, и, наблюдая нервный приступ, люди скажут: «Это вернулся тот страх, который он испытат», говорят также об аффективном шоке: «Его бросила жена, и что-то перевернулось у него в голове». Подобный процесс развивается и в случае необходимости понять и усвоить научное знание. Не зная условностей, которые закрепляют отношение научного языка к реальной действительности, люди принимают концепт как показатель засвидетельствованного феномена: эдипов комплекс широкая публика уже не связывает с отношением «родители—дети» или с его смещением на межличностный уровень: он становится видимым знаком, атрибутом личности.
То же самое происходит и с теорией психоанализа, на которой основывается видение психической системы. В случае столь сложного объекта, как теория, объективация проходит несколько следующих фаз.
А. Отбор и деконтекстуализация элементов теории. Распространение информации о психоанализе будет проходить в зависимости от культурных критериев (не все группы имеют одинаковый доступ к информации), и особенно в зависимости от нормативных критериев (запоминается только то, что согласуется с системой ценностей окружения: запреты, касающиеся сексуальной стороны, скрывают относящиеся к ним элементы теории). Эта информация оторвана от поля науки, к которому она принадлежит, от группы экспертов, которые ее создали. Ее присвоила широкая публика, которая, проецируя ее в свой мир, может ее поглотить.
Б. Образование «фигуративного ядра». Образная структура воспроизводит в видимой форме концептуальную структуру. Ключевые понятия, которые представляют (аллегорически передают) экзистенциальные параметры — «сознание» (затрагивающее волю, видимое, осуществимое) и подсознательное, неосознанное (затрагивающее невольное, скрытое, возможное), визуализируются в ядре своим Размещением над и под линией напряжения, где воплощаются конфликт, противоречие в виде репрессивного давления, вытеснения, которое создает «комплекс», аким образом, теоретические концепты складываются в образное и логичное це-л°е, позволяющее их уловить и понять как по отдельности, так и в их взаимоот-°шениях. Но появляется также возможность создать на основе психического Ппарата такое видение, которое совместимо с другими теориями или видением ЗДовека. Замалчивание сексуального аспекта привело к устранению из схемати-ской реконструкции элемента, в то время бывшего основным в этой теории, —
°Идо, непосредственно связанного с сексуальностью.
Подсознательное
t ^
Схема: Вытеснение ------------------ Комплекс
, t
Сознательное
384 Глава 13. Социальное представление: феномены, концепт и теория
В. Конструировать реальность, воплощать мысль 385
В. Натурализация. Образная модель позволит конкретизировать и скоординировать эти элементы, которые становятся природными существами: «подсознательное беспокойно», «комплексы агрессивны», «сознательная и подсознательная части индивида находятся в состоянии конфликта». Из элемента мысли образ (фигураХпревращается в элемент действительности, становится референтом понятия. Образная модель, используемая так, как если бы она в самом деле разграничивала феномены, обретает статус очевидности. Считаясь признанной, она интегрирует элементы науки в реальность здравого смысла.
Тенденция придавать реальность концептуальной схеме свойственна не только здравому смыслу. П. Рокьепло отмечает, что самих ученых подстерегает искушение онтологизировать модели, с помощью которых они популяризируют теоретический аспект своего знания. «Овеществленная» модель атома вызывает у многих физиков тенденцию рассматривать электрон как «что-то», вращающееся вокруг «другой вещи» — ядра.
2. Приложения парадигмы объективации. Хотя модель объективации была выделена в связи с представлением научной теории, она имеет большое значение благодаря трем своим свойствам: селективная конструкция, структурирующая схематизация, натурализация. С одной стороны, эту модель можно обобщить для любого представления. Тот же П. Рокьепло мастерски доказывает, что научная популяризация как процесс проходит те же фазы, что и объективация. С другой стороны, объективация включает следствия, важные с точки зрения логики и функционирования общественной мысли.
А. Модель объективации вскрывает тенденцию социального мышления использовать «стилизованную» конструкцию, образную и значащую. Так, К. Херц-лих (Herzlich, 1969) выявляет подобный процесс в связи с концепциями здоровья и болезни, сформировавшимися вне зависимости от медицинских знаний. Биполярная схема связывает в оппозицию две пары понятий: «индивид—здоровье» и «общество—болезнь». Эта схема действует как фигуративное ядро и организует представления о генезисе болезни, о состоянии и поведении, связанных с болезнью. Различные формы образа жизни, агрессивно влияющие на здоровье человека, рассматривались как источники болезней и были объединены одним и тем же значением «давление общества на здорового индивида». Их вредоносный характер воплощен в интоксикации, воспринимаемой как осязаемая реальность.
Точно так же представления о ребенке, которые М. Шомбар де Лове выделил из документов разного характера — фильмов, литературных произведений, рекламных и институциональных материалов, — структурированы вокруг биполярного ядра. Серия оппозиций позволила выработать логичный и в то же время мифологизированный образ ребенка, противостоящего взрослому как подлинное не подлинному, как природа — обществу, как спонтанная жизнь - жизни нормативно обусловленной, как непосредственное общение с живыми существами и веша^ ми — поддельным социальным отношениям, руководимым корыстью и жаждой выгоды. Эта образная структура обнаруживается в серии экспериментов в функции ядра представлений, — ядра жесткого и устойчивого (Abric, 1982).
Анализируя естественную логику, действующую в речевой деятельности, Дж. Б. Грайз (Grize, 1974) подкрепляет этот процесс понятием «схематизация»-Человек, обращаясь к кому-то, использует языковые знаки, чтобы дать «увидеть» свое представление с помощью «схематизации» в картинках. Схематизация стро-
птся в соответствии с преследуемыми в общении целями. Это подчинение схематизации социальной цели приводит к другой важной импликации процесса объективации.
Б. После вытеснения либидо из психоанализа процесс объективации предстал как селективная конструкция, подчиненная социальной ценности. Взаимодействие маскировки и подчеркивания конституирующих элементов предмета репрезентации вызывает видение этого объекта, отмеченное значимым искажением. Такое явление роднит представление с тем, что Пиаже (Piaget, 1976) определил как социоцентрическое мышление в противоположность мышлению научно-техническому: знание, выработанное для того, чтобы служить потребностям, ценностям, интересам группы.
Такой тип мышления по способу функционирования напоминает идеологию. Иллюстрацией к нему могут служить представления о коллективном изнасиловании у воспитателей уличной молодежи (Robert, Lambert, Faugeron, 1974). Эти молодые воспитатели столкнулись с такими действиями, которые они осуждают и которые дистанцировали их от порученных им подростков. В их сознании возникло противоречие с профессиональными планами слиться с этой молодежью. Им придется, следовательно, перестроить свои представления о противоправных действиях так, чтобы они были совместимы с их пребыванием в этой группе. Приходят в действие различные способы перестройки представлений: например, либо коллективное изнасилование будет сведено к обычным понятиям путем неосознанного вытеснения из поля сознания насилия, присущего этим действиям, что сводит коллективное изнасилование к коллективному сексу; либо из их сознания вытеснится сексуальный аспект, и тогда насилие сведется к обычной и приемлемой для них форме.
Модель построения или реконструкции реальной действительности — если перейти от общества вообще к социально определенным группам и ситуациям — позволяет понять генезис содержания представлений. Действие социального фактора в качестве внутренней детерминанты операций, конструирующих представления, можно уточнить, если выделить когнитивные процессы, мобилизуемые нормативными условиями или жизненно важными интересами коллектива или индивида. Так, исследование Джилли (Gilly, 1980) представлений учителей о своих учениках позволяет обнаружить, что их суждения о детях, с которыми они находятся в постоянном взаимодействии, структурируются — за пределами разнообразия субъективных и частных впечатлений — вокруг ядра, состоящего из двух типов качеств (интеллектуальных и связанных с взаимоотношениями), соответст-вУющих институциональным императивам, определяющим их функции: обучать, Управлять коллективной жизнью класса.
•9- Выделение сознательного и подсознательного в качестве компонентов фигуративного ядра связано, как мы видели, с их экзистенциональным резонансом, ^то отклик на глубоко личный опыт конфликта, включающего как параметр возражения, так и параметр мифический. Здесь действует образ борьбы между «потенциальными возможностями» или «антагонистическими силами». Так, некоторые элементы культурного фонда, присутствующего в ментальном мире индивидов и групп, могут быть мобилизованы в процессе структурирования и обрести Рельефность в качестве идеологических референтов или культурных моделей, исследования социальных представлений группы выявили этот процесс особенно
[3 Зак. 683
четко. Так, P. Kaec (Kaes, 1976) показал, что социальные представления реальных групп — корпоративных или диагностических — в значительной мере структур^, руются вокруг «социокультурных организаторов». Эти организаторы заимствуются из моделей, которые представляются универсалиями «групповости» (христианская модель с ее группой из двенадцати апостолов; древнееврейская модель союза Бога и его народа; кельтская модель с рыцарями Круглого стола), предлагающими идеализированные архетипические формы функционирования. Фде-мент (Flament, 1979) исследовал представления о социальных отношениях внутри группы. Биполярное ядро обеспечивает сосуществование отношений, подчиняющихся функциональной модели, которая их соотносит с требованиями коллективного производства и отношений, подчиняющихся уравнительной «братской» модели, происходящей из революционной политической идеологии.
Г. Наконец, ни общий характер натурализации, ни ее важность в реальных социальных контекстах не нуждаются в доказательстве. Будь то этнические отношения, межрасовые или межгрупповые отношения как социальные суждения, нет недостатка в примерах, показывающих, что образ или слово могут быть достаточны для создания образа «другого», застывшего в природном статусе. Именно к этому приводит «биологизация» социального, когда социальные разграничения превращаются в биологические. Вследствие этого могут возникнуть социальные теории, печальные уроки которых нам дает история. Вернемся к объяснениям психических заболеваний, бытующим в нашей сельской общине, где живут душевнобольные. То, что называют нервным расстройством, можно объяснить иначе, чем «шоком», выделяя тем самым категорию болезней, вызывающих наибольшую тревогу, а именно перерождение крови. В связи с этим чернокожий африканец будет восприниматься как менее опасный, поскольку его кровь чище, чем кровь ара-ба-магребинца, жителя Северной Африки, цвет кожи которого наводит на мысль о смешанной крови и, следовательно, о затронутых болезнью нервах. Среди механизмов перестройки представлений о коллективном изнасиловании авторы отметили «овеществление» жертвы в форме «вагинализации»: в рассуждениях воспитателей жертва теряет все атрибуты женственности, сохраняя существование для себя и для других лишь через свое влагалище.
Устойчивость фигуративного ядра, материализация, локализация его элементов в пространстве придают им статус рамки и инструмента ориентации восприятия и суждений в социально сконструированной реальности. Ядро передает свои инструменты внедрению — другому процессу, происходящему с социальными представлениями.