От факта представления

Элементарный уровень подхода к социальному представлению: сам акт пред­ставления. С него мы и начнем. Представление — это мыслительное действие, ко­торое соотносит субъекта с объектом. Но в связи с этим нельзя не упомянуть о те­атральном и политическом представлении. Метафорически они могут осветить свойства социального представления.

Сначала о действии. Представлять — это значит быть на чьем-то месте, заме­нять что-то, кого-то. В этом смысле представление является ментальным пред­ставителем чего-то: предмета, человека, события, идеи и т. д. Тем самым представ­ление родственно знаку, символу. Так же как они, оно отсылает к чему-то другому. Не существует социального представления, которое не было бы представлением об объекте, пусть даже мифическом или воображаемом.

С другой стороны, когда мы говорим о представлении, речь всегда идет о том, чтобы вновь представить, довести до сознания, чтобы представляемое присутст-


378 Глава 13. Социальное представление: феномены, концепт и теория

вовало в уме. В этом смысле представление — это мысленное воспроизведение чего-то другого: предмета, человека, материального или психического события мысли и т. д.

Всегда, когда речь идет о представлении, мы имеем дело с конкретным, совер­шающимся в уме актом мышления, символически воспроизводящим что-то от­сутствующее, приближающим что-то далекое. Это важная особенность, которая дает представлению способность соединить, сплавить воедино перцепт и концепт, а также образность.

Театральная и политическая метафоры позволяют продвинуться вперед в по­нимании концепта. Они действительно фиксируют фундаментальные аспекты социального представления: аспекты значимости, креативности, автономности. Театральное представление позволяет публике увидеть и услышать поступки и слова, благодаря которым создается присутствие чего-то невидимого: это судь­ба, смерть, любовь, некоммуникабельность и т. д. В политическом представле­нии избранный депутат или делегат заменяет в определенных инстанциях тех, кто его выбрал (электорат, рядовых членов организации и т. д.). Он говорит от их имени, действует вместо них, решает за них. Это делает его автономным по отношению к тем, кого он представляет, и позволяет использовать творческие возможности.

Представление мысленное, социальное также имеет это свойство значимости. Оно не только символически передает что-то другое, отсутствующее, но может заменить и что-то присутствующее, как это видно из нашего первого примера. Представление всегда значит что-то для кого-то (для самого человека или для «другого»). Оно всегда демонстрирует что-то, свойственное тому, кто его переда­ет, — его вклад в интерпретацию, как в случае с актером. Тем самым представле­ние — это не просто воспроизведение, а создание, оно предполагает некоторую до­лю автономии и индивидуальной или коллективной креативности. Из этого можно сделать следующие выводы.

1. Образный, фигуративный аспект представления неотделим от аспекта зна­
чимого: структура каждого представления, как говорит С. Московичи, «предстает
раздвоенной, она имеет две стороны, столь же неразрывные, как две стороны од­
ного листа бумаги. Это ее фигуративная сторона и символическая сторона. Мы

можем написать, что: Представление =------------------ —. Под этим мы подразумеваем, что

Смысл оно соотносит со всяким образом смысл и относит ко всякому смыслу образ». При опросе, касавшемся представления о теле (Jodelet, 1976), одна из респонден-ток женский половой орган назвала «священной дарохранительницей жизни» и больше ничего не добавила. Этот образ отражает целый мир значений и мыслей, полость матки названа дарохранительницей, являющейся предметом, неотдели­мым от религиозной культуры; «священный» — это слово, говорящее о запретном, а «жизнь» выражает предназначение для размножения. Здесь целая программа, и совершенно очевидно, что такой способ мыслить окажет влияние на сексуаль­ную жизнь.

2. Вопреки положениям некоторых классических теорий представление — это
не простое отражение внешнего мира, не след, механически отпечатывающийся
в уме и откладываемый про запас. Это не пассивное воспроизведение внешнего во


Б. Элементы, необходимые для охвата понятия «социальное представление» 379

внутреннем, понимаемых как радикально отличающихся друг от друга. Такую мысль могли бы внушить некоторые употребления понятия «образ», сводящие его к идее о точной копии, своеобразном «интеллектуальном ощущении», о «ког­нитивном атоме». В исследованиях социальных представлений термин «образ» используется в совершенно других значениях: либо в смысле «фигуры», «фигура­тивной совокупности», т. е. в смысле констелляции конкретных черт, или же в значениях, указывающих на специфицирующее действие воображаемого, инди­видуального или социального, или же фантазии (воображения). Впрочем, в но­вейших течениях когнитивной психологии появились размышления о различиях между образом и представлением. Образ рассматривается как один из видов ро­дового понятия «представление» наряду с представлениями языковыми и соот­носительными (Denis, 1979).

3. Само понятие «социальное представление» было введено в социальную психологию из-за недостаточности классических моделей, особенно бихевиори­стской, которые не могли объяснить наши значимые взаимодействия с окружа­ющим миром (Franks, 1974). Критикуя понятия «образ», «мнение», «аттитюд», С. Московичи (Moscovici, 1969) объясняет неудачу целой традиции исследова­ний, стремившихся предсказать или изменить поведение людей тем, что отно­шение между субъектом и объектом сводилось к отношению между стимулом и реакцией и был введен разрыв между миром внешним и миром внутренним. По мнению Московичи, «между субъектом и объектом нет глубокого различия по су­ществу». «Представлять себе что-то — это значит рассматривать стимул и реак­цию вместе, не разделяя их». По словам Пиаже (Piaget, 1968), «этот феномен — данность взаимодействия субъекта и объекта, которые, сцепившись, постоянно изменяют друг друга».

4. Это предполагает, что в акте представления всегда присутствуют определен­ная доля создания и доля воссоздания. «Уже на поле восприятия, — говорит Пиа­же, — субъект не является просто театром, на сцене которого играют не зависящие от него пьесы, заранее отрегулированные законами почти автоматического физи­ческого уравновешивания. Он действующее лицо, а нередко и автор этих процес­сов структурирования, которые он регулирует по мере их протекания». Тем более когда мы находимся в поле представления, не можем не добавить мы, поскольку рассматриваемый субъект — это не организм, являющийся средоточием психо-оиологических процессов, а социальный субъект, чья деятельность имеет столь же символический, сколь и когнитивный характер. Но здесь нам надо сделать еще один шаг вперед и посмотреть, как изучение социальных представлений анализи­рует все грани этого реального процесса созидания.

5. Говоря, что представление имеет креативный и автономный характер, мы имеем в виду не только отношение к объекту. Вернемся к образу женского поло­вого органа как священной дарохранительницы жизни. Выбирая это выражение, интервьюируемая не только искала хороший пример. Она заменила смущавший ее анатомический термин образной моделью. Она выразила также свое отноше­ние к сексуальности, но для этого она использовала описательные и символиче-СКИе элементы, предоставленные ей сообществом, к которому она принадлежит,

также нормативные элементы. Действие социальной символики навязывает се-°я нашей испытуемой в той же мере, в какой она этой символикой манипулируют в Целях выразительности. В случае клички порто-круй категоризация целиком


380 Глава 13. Социальное представление: феномены, концепт и теория

сконструирована заново, но с использованием распространенных в данной куль­турной среде элементов. В обоих случаях элементы начинают ограничивать и вли­ять на поведение.

Даже в очень элементарных представлениях появляется целый процесс когни­тивной и символической разработки, направляющий поведение. Именно в этом смысле понятие «представление» вносит нечто новое по отношению к другим психологическим моделям: оно связывает символические процессы и поведение. Но это позволяет предугадать, что с данного момента представления, распростра­ненные в обществе, будут сами играть роль, обретут автономность и эффектив­ную специфику.

Подводя итоги сказанному, можно выделить пять фундаментальных свойств представления:

• оно всегда является представлением об объекте;

• оно имеет образный характер и свойство делать взаимозаменимыми чувст­венное и мыслительное, перцепт и концепт;

• оно имеет символический и обозначающий характер;

• оно имеет конструктивный характер;

• оно имеет свойства автономности и креативности.

Становится необходимой другая важная характеристика: даже исходя из нуле­вого социального уровня, при анализе поступка субъекта, который представляет себя или представляет объект, становится ясно, что представление всегда несет в себе что-то социальное: категории, которые его структурируют и выражают. Эти категории заимствуются из общего культурного фонда (об этом свидетельствуют приведенные выше примеры с «дарохранительницей» и с прозвищем для имми­грантов порто-круй). Все это языковые категории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: