Патриархальная теория

Онатакже имеет древнюю историю. Представители данной теории Конфуций, Аристотель, Платон, Р. Фильмер, Н. К. Михайловский исходили из того, что государство возникает от разрастающейся большой семьи. Глава этой семьи (отец) становится главой государства – монархом. Отсюда следует вывод о непререкаемости государственной власти.

Смысл этой теории заключался в обосновании власти монарха, какой бы суровой она ни была, является священной, так же как власть отца.

Англичанин Р. Фильмер в книге «Патриарх» утверждает, что власть передается от бога своему сыну – патриарху, а затем уже его потомкам – королям. Этим он как бы обосновывал законность власти абсолютной монархии.

В дальнейшем положения этой теории использовались на западе Г. Мэном, Э. Вестермарком, Д. Мэрдоком, а в России – Н.К. Михайловским. Живучесть теории показывает, что она отражает какие-то реальные стороны перехода к государственным формам организации общества, однако преувеличение роли семьи представляется исторически неверным.

Рассматриваемая теория вряд ли может быть названа научной. Дж. Локк, критикуя теологически-патриархальную теорию Фильмера, отмечал, что либо монархов должно быть столько, сколько отцов, либо в мире должна быть только одна монархия.

Гидравлическая теория

В основе этой теории лежит концепция Э. Витфогеля, в соответствии с которой обосновывается происхождение государства в странах Древнего Востока: Древнем Египте, Шумере, Древнем Китае и др. По мнению Витфогеля, основной причиной возникновения государства в странах этого региона являлась объективно существовавшая потребность организовать огромные массы людей для строительства и обслуживания впоследствии ирригационных сооружений. Строительство ирригационных сооружений в этих регионах являлось необходимым условием развития цивилизаций. Поэтому данная теория может претендовать на научность и достоверность в отношении ряда стран. Более того, именно на основании данной теории можно проследить процесс зарождения и развития государств в двух основных формах – западной и восточной. Исходя из положений теории, можно объяснить целый ряд современных проблем, обусловленных восточным, либо западным типом государства.

Но эта причина не должна рассматриваться в качестве единственной и всеобщей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: