Органическая теория

Наиболее известными представителями данной теории являются Г. Спенсер, И. Блюнчли. На основе сходства, существующего между явлениями органической и общественной жизни, сторонники органической теории происхождения государства предпринимали попытки перенесения законов развития биологических организмов на развитие общественной жизни. Как организм животного состоит из клеток, так и государство представляет собой общественный организм, состоящий из отдельных людей, считал Герберт Спенсер.

Неправомерность таких аналогий обосновывал русский правовед Е. Н. Трубецкой. Он отмечал, что живая клеточка сама по себе не составляет самостоятельного целого, может быть элементом только одного организма, выполняет одну строго определенную функцию. Человек может отделиться от общества, быть членом нескольких социальных структур, выполнять множество разнообразных функций, в том числе и одновременно.

Биологические законы при изучении общества можно учитывать, но строить на них целую теорию возникновения государства и права неправомерно.

С точки зрения понимания сущности государства в этой теории есть рациональное зерно. Эта теория:

- сопоставляет естественные и социальные законы развития, исходя из того, что человек – существо не только социальное, но и биологическое;

- обосновывает дифференциацию и интеграцию природы и общества;

- рассматривает общество и природу как системные объекты.

Неправомерность таких аналогий обосновывал русский правовед Е. Н. Трубецкой. Он отмечал, что живая клеточка сама по себе не составляет самостоятельного целого, может быть элементом только одного организма, выполняет одну строго определенную функцию. Человек может отделиться от общества, быть членом нескольких социальных структур, выполнять множество разнообразных функций, в том числе и одновременно «…между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, между людьми – частями социального организма – связь психическая[9]»

Биологические законы при изучении общества можно учитывать. Но строить на них целую теорию возникновения государства и права неправомерно. Эта теория сформировалась под влиянием величайших открытий в сфере естественных наук и на волне царившей в обществе по этому поводу эйфории. Самое главное – эта теория даже не пытается объяснить суть процесса возникновения государства.

Теория “инцеста”

Французский этнограф и социолог Клод Леви-Стросс выдвинул положение, согласно которому потребности воспроизводства рода, а именно запрет кровосмешения, явились исходным социальным фактом для выделения человека из мира природы, а в дальнейшем и формирования государства. По его мнению, для обеспечения запрета инцеста и для обеспечения обмена женскими особями для продолжения рода понадобился специальный аппарат принуждения. Из этого аппарата сформировались государственные органы.

Вряд ли в качестве первопричины возникновения государства можно называть запрет кровосмешения и необходимость обеспечения этого запрета. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств. И вряд ли он оказал существенное влияние на процесс становления государственности. Для обеспечения такого запрета вполне могло хватить власти и социальных норм первобытного общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: