В отличие от политических партий общественные объединения не ставят задачи завоевания политической власти. Однако большинство таких организаций играют значительную роль и в политической жизни общества.
Общественные объединения представляют собой организационную форму, в которой население реализует своё конституционное право на создание коллективных формирований для защиты своих общих интересов и достижения общих целей.
Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, выраженных в уставе общественного объединения.
Формирование и функционирование общественных объединений отражает превращение социально-групповых интересов, возникающих в гражданском обществе, в политический фактор.
Признаки общественного объединения:
- добровольность создания и членства в нём;
- самоуправление;
- финансовая самостоятельность;
|
|
- отсутствие целей получения прибыли.
Общественные объединения в зависимости от их организационно-правовой формы подразделяются: на общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности.
Общественной организацией признается общественное объединение, основанное на индивидуальном членстве физических лиц.
К общественным организациям можно отнести: профессиональные союзы, женские, молодежные, ветеранские организации, творческие союзы, спортивные общества и клубы и т. п.
Общественные организации действуют в рамках правового режима, устанавливаемого государством. Деятельность общественных организаций, как и других общественных объединений в России, регламентируется Конституцией РФ и федеральным законом «Об общественных объединениях» 1995 г.
Общественным движением признается общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства в них. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественно значимой политической, экологической, социальной и иной проблемы.
Признаки политического движения:
- оно придерживается, как правило, какой-либо одной политической концепции, добивается решения определенной крупной проблемы;
- его социальная база широкая, аморфная, пестрая;
- общественно-политическое движение, не стремясь к власти, пытается воздействовать на неё в сфере своих интересов;
- центром политической активности движения является его ядро, инициативная группа;
- в общественном движении отсутствуют постоянное членство и формальная внутренняя иерархия.
|
|
Общественный фонд понимается как общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования этого имущества на общественно-полезные, в том числе и благотворительные, цели.
Общественным учреждением признается объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах.
Под органом общественной самодеятельности понимается общественное объединение, создаваемое с целью решения социально значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, учебы или работы.
Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и функционирования, их демократизм.
Эти взаимоотношения строятся по-разному: в зависимости от места и роли общественных формирований, характера их деятельности, стоящих перед ними целей и задач.
Отношения государства и общественных объединений строятся на принципе внутренней самостоятельности общественных организаций, их относительной независимости на основе самоуправления и самодеятельности. Эти отношения носят двухсторонний характер, большинство из которых опосредовано нормами права, т. е. общественные организации действуют в рамках правового режима. Государство своей властной силой обеспечивает работу общественных организаций.
Формы сотрудничества государства и общественных объединений:
- взаимопомощь;
- координация;
- руководство деятельностью некоторых организаций государством;
- определение пределов правового пространства;
- государственный надзор;
- участие общественных организаций в выработке и реализации политики государства.
При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных объединений, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.
К общественным объединениям, совершившим правонарушения, могут применяться различные меры государственного принуждения, вплоть до приостановления их деятельности и ликвидации на основаниях, предусмотренных конституцией или законами.