В задаче моделируется управление головным предприятием производственной организацией, которая выпускает три вида сборной мебели: - X (офисные столы), Y (офисные шкафы), Z (офисная мягкая мебель). Каждый вид мебели имеет свою технологическую схему производства, показанную в модели производственных связей (рис. 2).
Производственная организация имеет семь производственных цехов: «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Е», «Ж», краткая характеристика которых приводится ниже.
Цех «А» – заготовительный, имеет достаточно хорошее оснащение деревообрабатывающими станками, машинами и оборудованием. Цех получает сырье с базы и производит первичную обработку древесины, и других материалов, используемых для производства мебели. Доля ручного труда незначительна.
Цехи «Б», «В», «Г» производят полуфабрикаты из полученной древесины, древесных плит, и других материалов, т.е. выпускают необходимые заготовки для сборки конечной продукции, а также занимаются изготовлением необходимой фурнитуры. Основные производственные процессы механизированы и автоматизированы. Доля ручного труда составляет не более 15%.
|
|
Б Д Х
А В Е Y
Г Ж Z
Рис.2. Модель (вариант) производственных связей изготовления мебели в головном предприятии
Заготовки и фурнитура направляются в три сборочных цеха «Д», «Е», «Ж» (цех «Д» собирает изделия X, цех «Е» - изделия Y, цех «Ж» - изделия Z). Оснащение цехов обеспечивает механизацию и автоматизацию только наиболее трудоемких производственных операций, и доля ручного труда составляет более 50%.
Повышение эффективности производства выражается в увеличении выпуска продукции и прибыли (предпринимательского дохода), и в сокращении производственных расходов (их переменной части).
В задаче принято (табл. 1):
эффективность влияния мероприятия по направлению Н повышается по мере увеличения срока работы консультантов в цехе;
Таблица 1
Динамика эффективности работы консультантов по направлениям (%)
Группа консультантов по направлению | Месяцы работы в цехе | |||||||||||
Н | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | |
П | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
0,5 | 0,5 | 0,5 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Р | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Уп | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 |
Ø мероприятия по направлению П дают максимальную эффективность в период с четвертого по девятый месяц с начала соответствующих работ по рационализации производства;
|
|
Ø мероприятия по направлению Р дают максимальный эффект в течение первых трех месяцев после начала работы консультантов, в дальнейшем их эффективность постепенно снижается;
Ø эффективность мероприятий по направлению Уп постоянна по времени, т.е. в любом месяце с начала работы в цехе группы консультантов она равна средней величине - 0,6 % (табл. 1).
Примечание.
1. Цифра в числителе означает процент роста объема производства, в знаменателе - снижение переменных расходов по сравнению с предыдущим кварталом.
2. В целях упрощения расчетов динамика эффективности работы консультантов представлена не плавной нарастающей или убывающей зависимостью, а «ступенчатой кривой», постоянной в пределах одного квартала (кроме Уп).
1.1. В задаче имеются следующие ограничения и допущения:
1. На первый месяц квартала фирма, исходя из своих ресурсов, может пригласить для работы четыре группы консультантов, а в каждый последующий месяц - еще две группы любого профиля (Н, П, Р, Уп), в том числе и одноименного;
2. В одном и том же цехе одновременно (в течение месяца) могут работать не более двух групп консультантов;
3. Нецелесообразно в один и тот же цех одновременно направлять две или более одноименные группы консультантов, так как эффективность выбранного направления организационного воздействия не зависит от их числа и будет определяться эффективностью только одной группы;
4. Деятельность консультантов на постоянных расходах цехов не отражается;
5. Расходы на оплату самих консультантов следует принять равными 720,0 тыс. руб. на одну группу в год (в группе работает не более 2-х человек).
6. Заготовительный цех «А» должен направлять исходную для производства полуфабрикатов продукцию каждому из цехов «Б», «В» и «Г» в соответствии с достигнутым процентом роста объема производства.