Семьеведение

Вопрос 1. Семья как объект и субъект социальной работы. Социальные проблемы современной семьи, тенденции и перспективы развития

Семья как сложная социальная система, социальный институт и малая социальная группа.

Демографические, экономические, социально-психологические характери­стики семьи как индикаторы ее социальной защищенности/незащищенности.

Интегральные характеристики семьи, определяющие ее потенциал: психологическое здо­ровье, функционально-ролевая согласованность, социально-роле­вая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптив­ность в микросоциальных отношениях, устремленность на семей­ное долголетие.

Семья как объект и субъект социальный работы. Концепция самозащиты как инициативная модель поведения в экономической, общественно-политической и семейной сферах с целью защиты своих интересов, приобретения равных возможностей для самореализации. Развитие внутренних ресурсов семьи для самозащиты, самообеспечения, поддержания здоровья и личностного развития своих членов, ухода за нетрудоспособными, их реабилитации и адаптации в обществе, противостояния асоциальному поведению членов семьи.

Уровни социальной защиты, направленные на стабилизацию института семьи: государственный (законодательная база, финансирование, организационно-управленческие и кадровые вопросы); исполнительский (деятельность специалиста по социальной работе).

Основные задачи социальной защиты семьи. Роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала семьи.

Экономические, жилищные, духовно-нравственные проблемы в жизнедеятельности современной семьи.

Тенденции развития современной семьи: автономизация брачности, сексуальности и прокреации; нуклеаризация семьи, эгалитаризация семейных отношений, развитие альтернативных моногамному браку форм брачно-семейных отношений и т. д.

Кризис института семьи и причины его возникновения: демографические (снижение рождаемости, депопуляция населения, малодетность и сознательная бездетность, непрочность и нестабильность браков, массовое распространение добрачной практики сексуального поведения молодежи и т.д.); социально-психологические (низкая эффективность семейной социализации, разрушение преемственности старших и младших поколений семьи и т.д.).

Гипотезы исследователей ХХ века о перспективах развития семьи: Р. Вейс, Л. Руссель, Р. Флетчер и др.

Вопрос 2. Социальная защита семьи: сущность, задачи,

условия и уровни

Сущность понятия «социальная защита семьи». Классификации семей, нуждающихся в социальной защите. Задачи социальной защиты семьи.

Условия социальной защищенности семьи: доступность помощи, действенность уровней социальной помощи, удовлетворенность помощью.

Уровни социальной помощи семье.

Вопрос 3. Государственная семейная политика: цели, задачи, основные

направления, принципы и механизмы реализации

Сущность понятия «семейная политика». Государственная семейная политика как составная часть социальной политики. Семья как объект социальной политики.

Цель, задачи, основные принципы и направления государственной семейной политики.

Механизмы реализации основных направлений государственной семейной политики.

Формирование и совершенствование нормативно-правовой базы госу­дарственной семейной политики. Долгосрочные и среднесрочные программы государственной семейной политики. Разработка федеральных и региональных комплексных программ и проектов.

Вопрос 4. Нормативно-правовые основы социальной защиты семьи,

материнства и детства

Принципы, подходы и рекомендации международного сообщества по проблемам брака и семьи. Документы международного уровня, касающиеся фундаментальных прав, свобод и гарантий личности и семьи.

Основные законодательные документы по правам семьи, мужчин и женщин, принятые в Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, Кодекс о браке и семье РФ, Кодекс о труде РФ и т. д.

Сравнительный анализ зарубежный документов и российского законодательства по вопросам брака и семьи.

Совершенст­вование нормативно-правового регулирования семейных отношений.

Вопрос 5. Основные направления и технологии социальной работы с семьей

Основные направления социальной работы с семьей: диагностическое, реа­билитационное, профилактическое.

Принципы организации и проведения семейной диагностики. Методы семейной диагностики.

Формы и методы работы учреждений социального обслуживания семьи и детей, территориальных центров, приютов (убежища), медико-пси­холого-социальных и мультидисциплинарных кризисных центров и т.д. по реабилитации семьи и отдельных ее членов.

Консультирование, групповая терапия семьи и ее членов.

Патронаж как форма социальной работы с семьей.

Профилактика как комплекс превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем.

Вопрос 6. Меры социальной поддержки семей с детьми

Меры социальной поддержки семьи при рождении ребенка. Социальная поддержка семье по уходу за ребенком.

Меры социальной поддержки многодетных семей.

Малообеспеченная семья: меры и формы социальной поддержки.

Федеральные и региональные меры социальной поддержки семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.

Меры социальной поддержки семьям, усыновившим ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: