Утопизм или научный коммунизм

В древности наиболее яркий пример теории коммунизма появился в эпоху разложения Римской империи, первой антагонистической общественной формы отношений, то есть рабства. В то время возникло массовое коммунистическое движение, которое отраженно в библейских новозаветных книгах: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого (Деян.2:44,45)». Этот коммунизм есть утопия, ибо исходит из слепого поклонения не познанным объективным законам развития природы и общества или можно сказать поклонения (Богу). Вместо того чтобы познавать эти объективные законы и поступать со знанием дела христиане на оборот пытались уйти от мирской жизни в отдельные общины, а позже христиане вообще перенесли царствие Божие с земли на небо.

Заслуга Иисуса Христа состоит в том, что он осознал причину нищеты и угнетения народов. Эта причина заключается в частной собственности на условия труда, весь новый завет говорит об этом: «все, что имеешь, продай и раздай нищим» (Лук.18:22), «Не можете служить Богу и маммоне» (Матф.6:24) и т. п. Иисуса Христа распяли на кресте по политическим мотивам.

Почему же сейчас теория коммунизма неуничтожима? Ответ на этот вопрос доступен любому человеку знающему основное противоречие капитализма. Противоречие заключается в общественном характере труда при частном присвоении результатов труда. Это противоречие с необходимостью порождает условия для скачка или перехода в развитии общественных отношений на новый уровень.

В современном мире правят крупные монополии (транснациональные корпорации) «ТНК обеспечивают около 50 % мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70 % мировой торговли. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 — транснациональные корпорации, остальные — государства. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби».[1] В такой экономике совершенно не работают законы рыночного капитализма это закон стоимости, закон средней прибыли, закон спроса и предложения. Такая монополизированная экономика с необходимостью создает в обществе с одной стороны небольшую часть финансовой олигархии и работающих на нее наемных рабочих и с другой стороны большую часть общества бедноты, мелких предпринимателей и наемных рабочих.

Мелкие предприниматели или разоряются, или объединяются в союзы, а рабочих объединяет совместный труд и скученные условия проживания, а постоянные переезды в поисках заработка формируют осознание масштабности их тяжелого положения. Для рабочих создаются суровые условия жизни, воспитывающие их отстаивать свои права и интересы. Сама жизнь дисциплинирует, учит и сплачивает самые угнетенные слои общества. Теория коммунизма есть отражение действительного движения развития к новому обществу. Хотя есть и другие теории, на пример, теория постиндустриального общества как следующая стадия развития общества, экономики с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг. Американский социолог Д. Белл писал: «постиндустриальное общество… предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов»[2]. Белл утверждал, что в результате роста в ВВП доли услуг и снижения доли промышленности прекращается эксплуататорская сущность капитализма.

Если посмотреть долю услуг в ВВП развитых стран, то увидим, что на пример ВВП США включает в себя: сферу услуг: 79,6 %; промышленность: 19,2 %; сельское хозяйство: 1,2 %.[3] ВВП Японии: сферу услуг: 75,7 %; промышленность: 22,8 %; сельское хозяйство: 1,5 %.[4] Но теория постиндустриального общества не принимает в расчет, что в сфере производства услуг также как и в промышленности происходит централизация и концентрация капитала, а это ведет также к эксплуатации человека человеком и формированию класса пролетариата, занятого в сфере производства услуг.

В обыденной жизни разговор о коммунизме и капитализме заключается в вопросе «где лучше жить?» под этим вопросом в первую очередь подразумевают обеспеченность каждого человека количеством продуктов и услуг. Такой подход к вопросу не способен привести к истине, ибо не ведет к сути дела, застревает на простом количественном перечислении получаемых продуктов. Вместо того чтобы размышлять о том, как завладеть средствами, то есть завладеть условиями своего труда для производства этих продуктов обыватель остается во власти своих насущных потребностей, стремление приобретения товаров и услуг затмевает разум.

Если опровергают коммунизм, то приводится ряд утверждений, на пример:

- «построить коммунизм не позволит природа человека».

Но дело в том, что с момента как человек добывает себе средства для жизни путем труда, он меняет как окружающую его природу, так и свою собственную природу. Человек живет не в естественной среде, а в искусственно созданной среде. С ростом производительных сил развивается общественная жизнь, человек совершенствуется, как существо общественное это отражается в экономике, политике, праве, культуре, этических нормах, эстетическом восприятии и философии. А благодаря достижениям в медицине человек избавляется от болезней и различных отклонений в физическом и умственном развитии.

- утверждение «коммунизм невозможен, потому что людей много, а ресурсы ограниченны».

Это утверждение ложно, потому что считает, что решающим фактором жизни общества являются либо географическая среда, либо народонаселение. На самом деле решающим фактором жизни общества являются общественные производительные силы, то есть результаты прошлого труда, научное познание законов развития природы и общества и воплощение этих знаний в каждом человеке, совершенствование самого человека, а также внедрение в производстве высшей техники и технологий. Соответственно и ресурсы для человечества открываются безграничные.

- утверждение «коммунизм невозможен, потому что потребности человека безграничны».

Совершенно несостоятельно, ибо не учитывает, что рост удовлетворения в количестве продуктов ведет к насыщению и достижению границ потребления. Эти границы есть переходы потребностей на качественно более высокий уровень. Знаменитый психолог А. Маслоу писал о росте потребностей: «Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них»[5].

Маслоу был психологом и в своих выводах исходил из понимания индивида как «Я» но человек есть существо общественное и его потребности нужно рассматривать исходя из «Мы и Я». Для того чтобы потребности развивались, переходя на новый более высокий уровень нужно, чтобы все общество удовлетворило свои потребности, а не только отдельные индивиды. Нужно чтобы шаг за шагом не только отдельный человек, но и все общество приходило к потребности в саморазвитии — наивысшей из них. То есть в коммунизме творческий труд есть основная потребность человека, это становится возможным благодаря тому, что весь тяжелый и непривлекательный труд заменяется работой машин.

- утверждение что «коммунизм невозможен, потому что не будет мотивации к труду».

Также теряет силу, потому как творческий труд основан на личных внутренних стремлениях каждого индивида. Подобно тому, как в капитализме каждый индивид, преследуя свой личный интерес в получении прибыли, выполняет общественную функцию по организации предпринимательской деятельности. В коммунизме индивид, преследуя свой личный интерес в творческом самосовершенствовании, создает материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Маркс и Энгельс писали: "На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех".

- утверждение что «коммунизм невозможен, потому что все люди разные».

Это утверждение на оборот доказывает, что коммунизм возможен. Ибо коммунизм это общество наивысшей производительности труда, а это выражается в наивысшем разделении труда и кооперации. То есть в коммунизме на столько велико разделение труда, что каждому трудящемуся найдется труд по его способностям и склонностям в творческом подходе к труду. Наивысшая общественная производительность труда позволяет содержать большую часть населения обучающегося новым профессиям, то есть трудящиеся не прикованы разделением труда как в капитализме к одной специальности, а в условиях всеобщего бесплатного образования каждый трудящийся имеет реальные возможности переучиваться на другие профессии с гарантированным трудоустройством.

- утверждение что «коммунизм невозможен, потому что всегда происходит расслоение на бедных и богатых».

Это неверно, на самом деле расслоение на бедных и богатых происходит только в условиях частной собственности на условия труда. На пример когда в частной собственности находятся человек, земля, орудия производства, это заставляет не имущую часть населения трудиться на имущие сословия и своим трудом обогащать их. В коммунизме земля, орудия производства являются общественными. Так и сам человек в коммунизме становится общественным человеком, а не индивидуалистом как на пример в капитализме. В коммунизме есть только одно условие труда, которое невозможно сделать общественным, это неповторимость и уникальность каждого человека, в коммунизме каждая человеческая жизнь бесценна, в отличие от капитализма, где рабочая сила является товаром, и жизнь человека пытаются оценить с помощью вульгарной теории «человеческого капитала».


[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%E0%ED%F1%ED%E0%F6%E8%EE%ED%E0%EB%FC%ED%E0%FF_%EA%EE%EC%EF%E0%ED%E8%FF

[2] http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E5%EB%EB,_%C4%FD%ED%E8%E5%EB_(%F1%EE%F6%E8%EE%EB%EE%E3)

[3] http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%EE%ED%EE%EC%E8%EA%E0_%D1%D8%C0

[4] http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%EE%ED%EE%EC%E8%EA%E0_%DF%EF%EE%ED%E8%E8

[5] http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E8%F0%E0%EC%E8%E4%E0_%EF%EE%F2%F0%E5%E1%ED%EE%F1%F2%E5%E9_%EF%EE_%CC%E0%F1%EB%EE%F3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: