Введение. Цель дисциплины «информационное общество и проблемы прикладной информатики» − изучение современного представления об информационном обществе

Цель дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» − изучение современного представления об информационном обществе, его основных характеристиках и проблемах его формирования, требующих решения средствами прикладной информатики. Обсуждаются также проблемы развития самой прикладной информатики в контексте становления информационного общества.

Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 – прикладная информатика (степень «магистр») определяет, в частности, следующие виды деятельности магистра:

- «исследование закономерностей становления и развития информационного общества,
свойств информации и информационных процессов»,

- «исследование и разработка эффективных (в первую очередь, в смысле повышения производительности труда – В.А.Ш.) методов реализации информационных процессов и построения информационных систем в прикладных областях на основе использования современных ИКТ».

При этом «объектами профессиональной деятельности магистров являются:

- данные, информация, знания;

- прикладные и информационные процессы;

- прикладные информационные системы».

Задачами освоения дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» являются:

- передать магистрантам трактовки основных понятий, связанных с информационным обществом;

- осознать модель информационного общества как цели развития цивилизации на данном этапе её эволюции;

- сформулировать и усвоить проблематику прикладной информатики в контексте формирования информационного общества;

- привить магистрантам навыки стратегического анализа процесса информатизации общества;

- дать представление о том, что обучение и образование – не одно и то же.

«Научить – это значит передать знание… Образование есть передача понимания и мудрости» [Акофф Р.Л. Менеджмент в XXI веке. Преобразование корпорации / Перев. с англ. Ф.П. Тарасенко. – Томск: Изд-во ТГУ, 2006. – С. 203-229].

В результате освоения дисциплины студенты магистратуры должны

знать:

· правительственные документы, связанные с формированием информационного общества в России,

· историю развития представлений об информационном обществе,

· определение информационного общества, его характерные черты,

· противоречия и проблемы, решение которых требует применения методов и средств прикладной информатики,

· тенденции процесса информатизации общества;

уметь:

· критически осмысливать происходящие в обществе процессы, связанные с информатизацией и развитием средств коммуникации,

· формулировать и обосновывать задачи, возникающие в процессе формирования информационного общества,

· выбирать подходы к их решению,

· воспринимать и оценивать отдалённые последствия планируемых и совершаемых действий в области информатики (быть мудрым),

· объяснять, отвечать на вопросы «почему?» в избранной сфере деятельности (понимать).

В дисциплине обращается особое внимание на различие понятий «информация» и «носитель информации» [1]. Это важно как для понимания состояния общества в настоящее время и сути информационного общества, так и для формулирования проблем прикладной информатики. Здесь уместно вспомнить поговорку: «Грамм информации стоит килограмма данных, грамм знаний стоит килограмма информации, грамм понимания стоит килограмма знаний, грамм мудрости стоит килограмма понимания» (Акофф Р.Л., с. 207, см. выше).

Автор пособия рекомендует ознакомление с ниже следующим материалом магистрантов и студентов всех специальностей, так как формирование информационного общества охватывает все сферы жизнедеятельности людей. Более того, проблемы и конкретные задачи прикладной информатики по сути должны формулироваться заказчиками, а не только самими ИТ-специалистами. Это, в свою очередь, требует наличия у профессионалов всех специальностей компетенций в области возможностей математики и информатики, а также понимания тенденций развития общества.

Вопросы для самопроверки, представленные в конце первых трех разделов, имеют двойную нумерацию: номер раздела / номер по порядку. Темы для докладов имеют сквозную нумерацию в порядке следования.

Теоретический материал методички формировался в процессе обсуждения докладов на семинарах со студентами 1-го курса бакалавриата направления прикладная информатика (1-й семестр) и 1-го курса магистратуры направления прикладная информатика (1-й семестр) в 2010-11 и в 2011-12 учебных годах. Автор выражает искреннюю признательность студентам, активно оппонировавшим, живо обсуждавшим предлагаемые вопросы, высветившим в своих докладах нюансы состояния и формирования информационного общества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: