Информационные революции

В настоящее время чётко выделяются 5 этапов развития человечества, разделяемых информационными революциями (ИР). Под ИР понимаются «качественные изменения во всех сферах жизни в связи с внедрением принципиально новых средств хранения, обработки и передачи информации » [2]. Ниже приводится их содержание.

1-я ИР. Возникновение речи и языка. Сообщения, сказания, мифы, песни и т.д. являлись носителями информации и передавались устно как на расстоянии (между находящимися радом собеседниками), так и во времени, от поколения к поколению.

2-я ИР. Появление письменности. Появился надежный носитель информации для передачи её поколениям. Книги были уникальными произведениями человека и доступным только избранным.

3-я ИР. Изобретение книгопечатания. Массовое тиражирование текста и рисунков как носителей информации ускорило развитие образования, науки и расширило пространство распространения знаний. Появился межнациональный обмен носителями информации. Это первые шаги глобализации информационных процессов.

4-я ИР, конец XIX в. Разработка средств связи, действующих на основе электричества. Появились телеграф, телефон, радио. Позднее – телевидение, радиотелефон. Эти средства позволили использовать сигналы для передачи информации на различные расстояния и в массы.

5-я ИР, последняя четверть XX в. Изобретение персонального компьютера и массовое распространение цифровых технологий. Многие учёные называют информационной революцией именно этот этап, так как здесь произошёл качественный скачок объёма доступных носителей и значимости выделенной из них информации, а также резкий рост количества средств обработки носителей информации. В результате появилось осмысление общества как постиндустриального, информационного.

5-я ИР продолжается поныне. Хотя то, что связано с Интернетом и современной мобильной связью, можно рассматривать как существенный, качественно новый этап этой революции. Нас поражают темпы и уровни скачков качества средств поддержки коммуникаций в обществе. А так как коммуникации в обществе как социальной системе играют ключевую роль, то идёт интенсивная трансформация этой системы в новое качество. Пока это качество связывают с понятием информационное общество. Правомерно это или нет, предстоит осмыслить и учёным, и практикам? В настоящее время на этот вопрос ни учёные, ни политики, ни власть пока не дают чёткого ответа. Но имеется понимание направлений развития общества, опирающееся на факты научно-технического прогресса в области информатики и средств коммуникаций.

Процесс освоения данной дисциплины, таким образом, имеет аналитико-дискуссионный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: