Городские легенды

Весьма соблазнительно думать, что мифы, пословицы, ле­генды и устные предания передаются от поколения к поколению потому, что либо правдивы, либо могут оказаться особенно по­лезными в нашей жизни,— иными словами, потому, что они яв­ляются уроками народной мудрости. Как эксперты по мемам, однако, мы знаем, что сохраниться могут только те рассказы, ми­фы и поговорки, в которые заложены хорошие мемы. что более важное. А если вы считаете, что вам не везет, потому что в прошлом году вы разбили зеркало, то из-за этого вы може­те упустить реальные причины вашего «невезения*, которые еще можно исправить. Может быть, у вас просто неприятный за­пах изо рта — и это тоже аргумент.

Как возникают суеверия? Самым разным образом. Люди мо­гут сказать что-то в шутку, кто-то может отметить мнимую по­следовательность случайных событий — не столь важно проис­хождение, сколько причина сохранения таких «истин».

Суеверия сохраняются в бытовой культуре, потому что обладают всем необходимым с точки зрения мема — а именно компонентом «дешевой страховки», который «нажимает нашу кнопку».

Суеверия привлекают наше внимание. Поскольку мало о чем мы любим рассуждать столь же сильно, как об опасности, мы охотно делимся с другими своими предрассудками. Так суе­верия становятся психическими вирусами, отвлекают наше внимание, воздействуют на наше поведение и программируют наше сознание таким образом, чтобы мы распространяли их дальше.

Я недавно узнал о возникновении нового суеверия. Я совер­шал поездку по стране, чтобы поощрять продажи моей первой книги — Getting Past OK. В трех городах мне рассказали о том, что у молодежных банд появился еще один ритуал инициации новичков. Группа молодых людей выезжает вечером с выклю­ченными фарами. Первого же доброжелателя, который не поле­нится «помигать им фарами», они выслеживают и убивают.

Опасность! Кризис! Ну и, конечно, «дешевая страховка»: нужно только не сигналить фарами, и ничего плохого не случит­ся. Скорее всего, эта страшная сказка высосана из пальца. Кто-то, наверное, шутки ради разослал «страшилку» факсом на не­сколько теле- и радиостанций США. Тем не менее у этой «сказки» есть все необходимое для того, чтобы стать очередной городской легеидой улицы или суеверием. Я не удивлюсь, если через пятьдесят лет люди по-прежнему не будут сигналить фа-

Выживакие истрах * 171

рами — как сейчас стараются не наступать на трещину в тротуа­ре, хотя уже никто не помнит, откуда возникло это суеверие.

В давние времена генетическая предрасположенность ин­формировать друг друга об опасности принесла нам немало пользы. Однако после того, как этот механизм был создан, он позволил позабавиться суевериям отдельных людей — эти пред­рассудки смогли поселиться в лучших апартаментах нашего со-

знания.

В этом устаревшем почтении к страху и связанными с ним

мемами кроется серьезная опасность: исходя из чувства страха, мы можем принимать неверные решения. Наша инстинктивная реакция заставляет нас придавать страху намного больший вес, нежели он заслуживает в современной жизни, в результате чего мы нередко упускаем замечательные возможности.

ПОДЛИТЬ CffAM ПРИШ^ДШИ^ ИЗ ПРОШЛОГО

Наша склонность к преувеличенной реакции на культурные «опасности» проявляется не только в предрассудках. Мы боимся неодобрения со стороны других людей, боимся, что у нас не полу­чится достичь поставленных целей, боимся оказаться отвергну­тыми и т. д. Все это можно объяснить тем, что человеческие меха­низмы, ответственные за реакцию на опасность, не менялись с доисторических времен, когда в мире было слишком много ре­альных угроз для нашей жизни и жизни нашего потомства.

Раньше было много причин для того, чтобы испытывать страх. Эти времена давно прошли.

Чтобы победить чувство страха, нужно выработать навык, который позволит вам думать, а не реагировать инстинктивно каждый раз, когда вы испытываете страх. Этот мыслительный процесс может выглядеть примерно так: Я чем-то напуган. Это физическая угроза? Нет, В таком случае, поскольку под влиянием страха чаще всего я принимаю ошибочные решения, я об этом страхе забуду и вместо того попытаюсь подумать о том. что мне дейст­вительно нужно в данной ситуации. Я сознательно приму решение, основываясь на том, что поможет мне достичь моих целей. Я не поддамся подсознательному инстинктивному желанию бежать на все четыре стороны.

Этот подход представляется вам затруднительным и доволь­но глупым? Однако именно логическое мышление помогло мне преодолеть панический ужас перед сиеной и стать оратором. Че­рез некоторое время это настолько вошло в мою кровь, что мне уже не нужно было произносить специальные слова. Я, наверное, создал новый, подсознательный образец для своих мыслей -мем-стратегию, которая укрепила мою личную «программу», позволив мне не быть слепым орудием какой-то архаической ДНК. Логика — замечательная вещь. На курсах «Как достичь ус­пеха» редко рассказывают о той скучной истине, что трезвое, ло­гическое мышление и упорство в реализации намеченного — это самые безотказные составляющие успеха.

Генетическая эволюция выработала в нас склонность обра­щать внимание на определенные мемы. Повторю: «склонность», а не «обязанность». Дело в том, что природа наделила нас спо­собностью сознательно противостоять нашим генетическим программам и иногда даже «перепрограммировать* свое мыш­ление, чтобы подсознательно обращать внимание на другие предметы, если они представляются нам более важными.

Было бы прекрасно, если бы воздействие на наше сознание генов, унаследованных от животных предков, на этом заканчи­валось. Вы могли бы идти по жизни и каждый раз, когда гены снова брались за свое, отвечали бы на их страхи и призывы сме­хом. По крайней мере, вас могло бы утешить то, что вы вносите свой кирпичик в здание эволюции, пусть и ценой утраты какой-то частицы своего сознания. Это значит, что в жизни вас заботит не только собственное выживание. Если ваша цель выживание, то вы на верном пути: будете жить, пока не умрете. Дальше мо­жете не читать. Естественный отбор сделает свое дело: сохранит

Выживание и страх

* 173

ваши гены или уничтожит. Если вы хотите посвятить свою жизнь обслуживанию собственных генов, я дам вам хороший со­вет: ваши гены хотят, чтобы у вас было как можно больше детей. Для всех остальных, впрочем, наша книга не кончается. Нам нужно еще разобраться с психическими вирусами и научиться их побеждать. Теперь, когда мы знаем, какие «кнопки» нажима­ют в нашем сознании мемы, мы можем поговорить о том, как «программируется* наше сознание.

Глава 8. КАК «ПРОГРАММИРУЕТСЯ НАШЕ СОЗНАНИЕ»...... 174

Что ты делаешь со мной. Что ты делаешь со мной - Для меня загадка. Коул Портер.

Это та самая глава, ради которой вы купили эту книгу. В ней рассказывается о том, как можно манипулировать людьми, используя мемы и генетические «кнопки», навязать им свою во­лю. Да-да!!

Вы уже знаете, что такое меммысль, убеждение или уста­новка, которые могут быть переданы из одного сознания в дру­гое. Вы уже знаете, что мы, люди, стали средством эволюции ме-мов. Вы уже знаете, как с помощью естественного отбора работает эволюция — выживание наиболее приспособленных. И вы уже поняли, какие «чувствительные точки» выработал в нас процесс эволюции: инстинкты, которые заставляют нас уделять особое внимание определенным явлениям — в особенности страху, пи­ще и сексу. Именно это помогало нам выжить и оставить потом­ство в доисторические времена.

Мемы проникают в наше сознание, не спрашивая разрешения. Они выполняют роль программ нашего сознания и оказывают воздействие на наши жизни, хотя мы об этом даже не подозреваем.

Теперь поговорим о вещах довольно неприятных. В данной главе мы увидим, каким образом новые мемы «про­граммируют* наше сознание, а потом обсудим возможные спосо­бы борьбы с инфекциями и нежелательными программами на­шего сознания.

МИМИЧЕСКАЯ ИНФЕКЦИЯ …………….

Существует три способа «подцепить» новый мем. Сначала мы расскажем о них вкратце, а потом далее я опишу каждый бо­лее подробно.

Во-первых, нас можно инфицировать путем психической об­работки такого рода, которая осуществляется посредством по­вторения какой-либо информации (conditioning). Если много раз повторить нам какую-то информацию, она войдет в состав «программного обеспечения* нашего сознания. Рекламщикам и менеджерам по продажам это прекрасно известно. В каждом учебнике по организации продаж говорится, что большая часть покупателей не решится на покупку, если к ним не обратиться с соответствующим предложением, причем эта просьба должна быть выражена от пяти до семи раз. Нужно несколько раз повто­рить призыв, чтобы имплантировать в сознание покупателя мем «купи меня».

Вторым путем инфекции служит механизм, известный под названием когнитивного диссонанса, или внутреннего кон­фликта. Когда какие-то явления или события лишены смысла, разум пытается их «осмыслить». Представьте, например, что ваш друг по какой-то причине на вас рассержен, но вы не знае­те — из-за чего. В вашем сознании присутствуют сразу два мема, которые находятся в конфликте друг с другом: «он — мой друг» и «он на меня злится*. Вы разрешаете этот конфликт или устраняете диссонанс, создавая новые мемы и перестраивая свою меметическую программу таким образом, чтобы лик­видировать противоречие и «осмыслить»- данную ситуацию. Вы можете прийти к заключению: «Ну конечно же Билл рассержен из-за того, что ему пришлось заплатить за обед три раза под­ряд*. Независимо от того, правы вы или нет, теперь вы облада­ете новым мемом, в котором содержится информация о Билле и об оплате обедов, и этот мем окажет воздействие на ваше по­ведение в будущем.

Не раз высказывалась версия, согласно которой гении «вы­рабатывают» самые блистательные мысли благодаря эту меха­низму — когнитивному диссонансу, который они сознательно навязывают своему сознанию. Нетрудно заметить, что этот ме­тод программирования окажется особенно эффективным, если его использовать применительно к людям с развитым интеллек­том, ведь они будут считать только что созданный мем своим собственным детищем.

Третий способ проникновения мемов в человеческое со­знание основан на использовании наших генетических «чув­ствительных точек*- («кнопок») — назовем его методом тро­янского коня. Как мы отмечали ранее, люди по своей природе склонны уделять самое серьезное внимание сообщениям об угрозе, крику детей и сексуальной привлекательности. По­этому наше сознание уязвимо для атак совокупности мемов, и пока одни «нажимают на наши кнопки*, чтобы отвлечь вни­мание, другие беспрепятственно инфицируют программы со­знания.

«Запрограммировать» свое сознание новыми мемами — да­леко не то же самое, что «подцепить» зрелый и развитый психи­ческий вирус; однако описанные способы усвоения новых ме­мов используются психическими вирусами для успешного вторжения в наше сознание. Так или иначе, в конце этой главы я сведу две этих линии нашего рассказа воедино и покажу, каким образом перечисленные ингредиенты могут сочетаться в соста­ве различных психических вирусов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: