Испытуемым предлагается серия мыслительных задач. После их решения даётся задание ответить на вопросы, по ответам на которые устанавливается уровень сформированности рефлексии, т.е. способности осмысливать собственные действия, отдать себе отчёт в их основаниях. Опыт состоит из двух частей: тренировочной и основной. Цель тренировочной части опыта заключается в ознакомлении испытуемых с задачами, которые им -будут предложены в основной части опыта, по результатам которой определяется уровень развития действия рефлексии. В тренировочной части опыта испытуемым предлагается решить 2 задачи, в основной части опыта — 3 задачи. Условия задач предъявляются испытуемым на отдельном листе, образец которого приведён ниже. Все задачи заключаются в перестановке букв по определённому правилу.
Процедура проведения тренировочной части опыта. Детям предъявляется инструкция, текст которой приведён ниже. После предъявления инструкции детям предлагается самостоятельно решить первую тренировочную задачу. Решение задачи проверяется у каждого ребёнка, имеющиеся ошибки детально разъясняются и исправляются. Решение второй тренировочной задачи также проверяется, ошибки разъясняются и справляются. Экспериментатор в процессе проведения тренировочной части опыта должен убедиться, что дети поняли правило решения задач и освоили форму записи решения.
Инструкция к тренировочной части опыта. «Посмотрите, слева, в начальном расположении написанные на доске буквы стоят в одном порядке, а справа, в конечном расположении —в другом.
ЛВН — НЛВ Нужно сделать так, чтобы слева буквы стояли так же, как справа. Для этого их нужно переставить местами по такому правилу: одним действием считается одновременная перестановка любых двух букв. Пользуясь этим правилом, такую задачу можно решить не меньше, чем за два действия. Эти действия — перемещения, перестановки букв надо делать в уме, как при устном счёте, а тот порядок букв, который получается после каждого действия, нужно записывать так:
1/ВЛН
2/ НЛВ.
ВЛН — результат первого действия, во время которого местами поменялись буквы Л и В. Их переставили для того, чтобы букву Л поставить на то место, где она стоит в конечном расположении — посредине. НЛВ — результат второго действия. Он получился после того, как переставили буквы В и Н, чтобы поставить их на те места, на которых они стоят в конечном расположении.
А теперь решите такие же задачи самостоятельно. Свои решения запишите на выданных вам для работы листах бумаги. Напишите на листе «задача 1» и запишите своё решение так, как было показано на доске. Затем напишите на листе «задача 2» и запишите решение второй задачи.»
Процедура проведения основной части опыта. После завершения тренировочной части опыта испытуемым даётся инструкция 1 по решению задач основной части опыта. После того, как большинство детей решило основные задачи, им даётся инструкция 2.
Инструкция 1 основной части опыта. «Дети, у вас на листах с заданиями под тренировочными задачами даны условия основных задач. Эти задачи нужно решать в два действия, и их решение записывать так же, как решение тренировочных задач — результат каждого действия в столбик.»
Инструкция 2 основной части опыта. «Посмотрите на листы с условиями задач. Под основными задачами имеются пять мнений об основных задачах. Прочитайте их внимательно, подумайте и выберите такое, которое вы считаете самым правильным. Затем на обороте листа с решениями задач напишите так: «Я считаю, что самое правильное решение N..., потом)' что /здесь вы должны объяснить, почему вы думаете, что это мнение самое верное/.»
Оценка результатов опыта. Действие рефлексии считается сформированным, если дети выбирают мнение N 4 и правильно объясняют свой выбор. Правильным считается объяснение типа «Первая и третья задачи решаются одинаково, а вторая не так», «Первая и третья задачи — буквы переставляются одинаково, это соседние буквы, а во второй —" через одну». Выбор другого мнения или неверное объяснение выбора мнения N 4, /например, «Потому что в первой и третьей задаче есть шипящие буквы Ж и Щ»/ указывают на отсутствие рефлексии при решении задач.
Лист с заданиями
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАЧИ
РПН — НРП /2 действия/
КСВ — СВК /2 действия/
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 1.ВГЛЖ — ГВЖЛ /2 действия/
2. РСЧП — ЧПРС /2 действия/, '
3. ШТФБ — ТШБФ /2 действия/
Мнения
Все основные задачи похожи.
Все основные задачи разные.
Первая и вторая основные задачи похожи, а третья от них отличается.
Первая и третья основные задачи похожи, а вторая от них отличается.;
Вторая и третья основные задачи похожи,-а первая от нщ отличается.
2. Методика диагностики уровня сформированности внутреннего плана действий/способности решать задачи в уме/ (А. 3. Зак)
Детям предлагается решить серию задач, позволяющих определить уровень сформированности основных составляющих внутреннего плана действия: способности представить результаты будущего действия, спланировать путь достижения цеди, способ достижения нужного результата в конкретных условиях. Опыт состоит из двух частей: тренировочной и основной. Цель тренировочной части Опыта заключается в том, чтобы дети освоили операций, которые являются элементами решения задач основной части опыта. По результатам основной части опыта делается заключение о сформированности внутреннего плана действия.
Процедура тренировочной части опыта. Перед началом обследования экспериментатор должен начертить на доске девяти клеточное квадратное игровое поле размером примерно см. Клетки должны быть хорошо видны с последней парты. Три вертикальных ряда обозначаются буквами внизу поля, а три горизонтальных ряда обозначаются цифрами слева от поля.