Психотерапевтическая функция религии и цель психотерапии

В отличие от психологии, цель религии определить намного сложнее и в данной работе в этом нет необходимости. Зато, в священных писаниях, на мой взгляд, довольно четко говориться о жизненной цели человека.

«Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего [Господа Бога] вас из тьмы в чудный Свой свет». (1Пет.2:9)

«Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18).

«В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5) (греческое слово, которое здесь переведено, как «чувствования», так же имеет значение: «думать, мыслить, помышлять, размышлять, рассуждать»).

Таким образом, видно, что христианство не ставит человеку прямую цель избавить себя от различных проблем. Если говорить кратко, цель христианина – самосовершенствование. Конечно, это не отрицает веру христианина в то, что путем самосовершенствования он достигнет избавления от различных проблем. По сути, это и есть его цель, его причина исповедования христианства (и это относится не только к христианству). Однако сами священные книги не определяют избавление человека от проблем прямой целью.

Это, что касается христианства. Высшей целью всех живых существ, с точки зрения буддизма, является достижение нирваны[14]. Нирвана в буддизме:

· свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни);

· освобождение от страдания, от круга рождений (сансары);

· состояние сознания, в котором элементы потока сознания (дхармы) пребывают в покое;

· высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений («нирвана с остатком»)[15].

Тут обнаруживается возможное сходство целей буддизма и психотерапии. Последняя ставит целью освобождение человека от различных проблем. Буддизм говорит об избавлении человека от страданий. По сути, буддизм и психотерапия имеют одну и ту же цель – избавление человека от страданий. Возможно, поэтому некоторые исследователи и последователи буддизма определяют буддизм не как религию, а как «науку о сознании»[16],[17],[18].

На этом фоне явно выделяется христианство, которое, в свою очередь выполняет психотерапевтическую функцию.

Вадим Маркович Розин, доктор философских наук, профессор, специалист в области психологии видит силу психотерапии в полной безоценочности, отсутствии любых абсолютов, кроме абсолютной ценности и истинности любого переживания[19]. Он считает, что во многих пунктах психологическое мировоззрение противоположно религиозному. Так понятие «греха» в психотерапии используется только в одном контексте: "Ваше ощущение греховности собственных действий", при этом психотерапевт должен помочь пациенту преодолеть данное чувство[20]. Согласно психологии, плохо только одно: то, что мешает человеку жить, а все то, что устраняет помехи для спокойной жизни человека — хорошо[21]. Религия же помогает оценить действия человека с точки зрения нравственных критериев; она наставляет человека на правильный, с точки зрения морали, путь жизни. При этом Розин считает, что приношение в психотерапию какой-либо нравственной системы превратит её в один из видов религии (или этики)[22]. «Образно говоря, религия открывает для человека путь к Богу, психология – путь к себе. И их совместить вряд ли возможно [23] » - пишет Розин.

Религия предлагает человеку особый путь - «путь спасения», путь, уже предопределённый и регламентированный. Психология же предлагает выбрать человеку свой собственный путь и принимает этот путь, каким бы он ни был. Социальные, культурные представления о том, что хорошо, а что плохо, мнения других, близких человеку людей являются для него сдерживающими факторами, мешающими прожить свою собственную жизнь. Психология предлагает отнестись к человеческим переживаниям как к высшей ценности, какими бы положительными и отрицательными, с общепринятой точки зрения, они ни были[24].

Однако Розин акцентируется на христианской религии, которая является догматической. Истинный христианин должен всегда руководствоваться этикой христианства, что зажимает его в определенные рамки. Говоря, что религия подвергает нравственной оценке действия человека, он, по-видимому, забывает об адогматических религиях, например о буддизме, который предлагает найти собственный путь к освобождению от страданий — нирване.

Есть также и другие различия между психотерапией и религиозной терапией. И религия, и психотерапия говорят о нецелостности, противоречивости человеческой натуры. И религия, и психология помогают человеку обрести целостность, однако, разным способом[25].

Религия говорит о том, что в человеке есть Божественное начало, т. е. нравственное начало — хорошая сторона человеческой натуры. Но также в человеке есть слабая, греховная, плохая сторона. Добиться целостности возможно только посредством победы над греховной стороной и полного сливания с другой[26].

Психотерапия предлагает другой путь обретения целостности — путь синтеза этих двух сторон человеческой натуры. Эти противоположности могут «договориться» между собой, сделав человека, тем самым, внутренне богаче. Человек принимая тот факт, что он может быть как добрым, так и злым, может испытывать привязанности и её отсутствие к кому - или чему-либо. Человек может иметь греховные желания, раздражаться, гневаться. И это нормально. Принятие и интеграция этих частей позволяет человеку стать целостной личностью с богатым внутренним миром[27].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: