Учет материалов

УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

1. Сущность, классификация и задачи учета материалов.

2. Оценка материалов.

3. Первичный учет материалов.

4. Аналитический и синтетический учет материалов.

5. Особенности учета топлива.

6. Учет тары.

7. Учет автомобильных шин и запасных частей.

8. Учет товарно-материальных ценностей на ответственном хранении.

9. Учет товарно-материальных ценностей, принятых в переработку.

10. Особенности учета драгметаллов и драгоценных камней.

11. Учет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам).

12. Учет животных на выращивании и откорме.

Производственные запасы – предметы труда, предназначенные для обработки, переработки и использования в производстве, которые включаются в состав оборотных активов.

Учет производственных запасов ведется на следующих счетах:

10 «Материалы»;

11 «Животные на выращивании и откорме»;

14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;

15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

18 «НДС по приобретенным товарам (работам, услугам)»;

забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»;

забалансовый счет 003 «Материалы, принятые в переработку».

УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ

1.1. Сущность, классификация и задачи учета материалов

Материалы - это предметы труда, предназначенные для обработки, переработки или использования в производстве либо хозяйственных нужд, средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением (приобретением). В бухгалтерском балансе материалы учитываются во втором разделе баланса по строке 211.

Рассмотрим классификацию материалов(рис. 1):

Рис.1 Классификация материалов

Перед учетом материалов стоят следующие задачи:

- правильное формирование фактической себестоимости материалов;

- своевременное и правильное документальное оформление операций по движению материалов;

- обеспечение достоверных данных при документальном оформлении операций – контроль за сохранностью материалов в местах хранения и на всех этапах движения;

- контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов;

- своевременное выявление излишков материалов с целью их возможной реализации;

- проведение анализа эффективности использования материалов.

Требования, предъявляемые к учету материалов:

 
 
1 сплошное, непрерывное и полное отражение движения и наличия материалов; 2 учет количества и оценка материалов; 3 оперативность (своевременность) учета материалов; 4 соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца; 5 соответствие данных складского и оперативного учета движения материалов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.


Рис. 2 Требования, предъявляемые к учету материалов

1.2. Оценка материалов

Согласно закону РБ «О бухгалтерском учете и отчётности», Основным положениям по включению затрат в себестоимость продукции (работ, услуг), Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденной постановлением Министерства финансов РБ от 17.07.2007 № 114 материалы принимаются к учету:

- по фактической себестоимости приобретения. Фактическая себестоимость приобретенных материалов слагаетсяиз:

К ТЗР относятся:

-расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транс

портировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих мате-

риалов согласно договору;

- расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата орга-

низации;

-расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов,скла-

дов и агентств, организованных в местах заготовок(кроме оплаты

труда с отчислениями на социальные нужды;

- наценки(надбавки), комиссионные вознаграждения, уплачиваемые

снабженческим и иным посредническим организациям;

- плата за хранение материалов в местах приобретения, на железодо-

рожных станциях,портах, пристанях;

- плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные

с приобретением материалов;

- расходы на командировки по непосредственному заготовлению ма-

териалов;

- стоимость потерь по поставленным материалам в пути(недостача,

порча) в пределах норм естественной убыли;

- другие расходы.

ТЗР принимаются к учету путем:

- отнесения на отдельный счет 15 “ Заготовление и приобретение материальных ценностей” согласно расчетным документам поставщика;

- прямого включения в фактическую себестоимость материала с отражением ТЗР на отдельном аналитическом счете.

Разрешено в аналитическом учете и местах хранения применять учетные цены. В качестве учетных цен на материалы применяются:

- покупные цены;

- фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода;

- планово-расчетные цены;

- средняя цена группы.

Если учет материалов организован по учетным ценам, то в конце отчетного периода определяется процент отклонений от учетных цен.

Процент отклонений определяется по формуле:

Такие отклонения не должны превышать 10 %. Если удельный вес ТЗР или отклонений не превышает 5 %, то их можно полностью ежемесячно списывать на увеличение стоимости израсходованных материалов.

Учет материалов по учетным ценам предусматривает разработку номенклатуры-ценника в разрезе субсчетов счета 10 “ Материалы”,а субсчета подразделяются по группам (видам). В номенклатуре-ценнике указывается: марка, сорт, размер и другие признаки материалов, номенклатурный номер, единица измерения, учетная цена, последующие изменения цен.

Материалы согласно Положению о порядке бухгалтерского учета материалов, незавершённого производства, готовой и отгруженной продукции в организациях промышленности, утверждённому Минфином РБ 29.12.2001 № 134, могут оцениваться по фиксированным ценам (субсчёта с 1 по 5).

Фиксированной является единая цена на каждое наименование материалов, которая устанавливается на отчётный год и в течение года не изменяется. Фиксированные цены устанавливаются исходя из уровня цен производителей (поставщиков) по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным. В конце отчётного года фиксированные цены пересматриваются. Возникающие разницы между фактической себестоимостью приобретения (заготовления) материалов и фиксированной ценой называются отклонениями и учитываются на счёте 16 «Отклонения в стоимости материалов». На основании установленных фиксированных цен на материалы формируется номенклатура-ценник, куда включаются все наименования материалов, необходимые для изготовления выпускаемой продукции и обеспечения производственного процесса, вне зависимости от их наличия на складах на исходную дату или дату перехода на новые фиксированные цены.

В течение года номенклатура-ценник дополняется в случаях поступления отсутствующих в ней наименований материалов.

Фиксированные цены на вновь поступившие материальные ценности устанавливаются по цене первого поступления. На исходную дату проводится переоформление карточек складского учёта в связи с изменением фиксированных цен.

В расход материальные ценности списываются в фиксированных ценах. Суммы отклонений, учтённых на счёте 16 “Отклонения в стоимости материалов” и относящихся к израсходованным материалам, определяется исходя из

коэффициента отклонений:

При отпуске материалов в производство или прочем выбытии они оцениваются одним из следующих способов:

а) по себестоимости каждой единицы. Могут применяться два способа исчисления себестоимости единицы материалов:

1 включая все расходы, связанные с приобретением материалов;

2 включая только стоимость материала;

б) по средней себестоимости. Средняя себестоимость определяется как частное от деления общей себестоимости материалов по остатку на начало месяца и по поступившим материалам на их количество.

в) по способу ЛИФО. При списании материалов по способу ЛИФО оценка производится по последней цене приобретения.

1.3. Первичный учет материалов

Поступление и расход материальных ценностей оформляется соответствующими первичными документами. Подотчётные лица при приобретении материалов в торговле, на колхозных рынках или у населения сдают ценности по товарному счёту или акту (справке), составляемому при покупке материалов за наличный расчёт у частных лиц. Поступление на склад материалов собственного изготовления, материалов оприходованных после демонтажа оборудования, возврат материалов подразделениями на склад,сдача отходов, брака оформляется накладными на внутреннее перемещение материалов (форма М-13).

При поступлении материалов от поставщиков основными документами для оприходования являются товарно-транспортные накладные форм ТТН-1 и ТН-2. Первичные документы фиксируются в журнале учета поступающих грузов (форма М-1). Для получения материалов со склада поставщика уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и выписывается доверенность на получение материалов.

Если при приемке материалов не обнаружены расхождения между данными поставщика и фактическими данными, то в момент их оприходования составляется приходный ордер (форма М-4). Вместо приходного ордера на документах поставщика проставляется штамп, в оттиске которого указываются те же реквизиты, что и в приходном ордере.

При установлении несоответствия поступивших материалов данным указанным в документах поставщика приемку осуществляет комиссия и оформляет акт о приемке материалов (форма М-7). Акт служит основанием для предъявления претензий к поставщикам или транспортным организациям.

Материалы, поступающие на ответственное хранение фиксируются заведующим складом в специальной книге (карточке).

Отходы, образующиеся в подразделениях, собираются и сдаются на склад по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется исходя из цен возможного приобретения или продажи. Стоимость отходов относится на уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство.

Отпуск материалов в производство оформляется в зависимости от специфики производства: лимитно-заборными картами (форма М-8), требованиями-накладными (форма М-11), актами, при реализации на сторону – накладными на отпуск материалов на сторону, накладными (форма М-15). Организации могут самостоятельно разрабатывать первичные учетные документы.

Лимит на отпуск распространяется на основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и инструменты.

Материалы могут отпускаться в производство сверх лимита по особому требованию, при наличии соответствующего письменного разрешения (например,на исправление брака). На требованиях проставляется штамп «сверх лимита».

При замене материала, предусмотренного технологией, другим материалом оформляется требование на замену.

Пришедшие в негодность материалы по истечении сроков хранения списываются на основании составленных актов на списание материалов. В актах указывается:

наименование списываемых материалов;

количество;

фактическая себестоимость;

срок хранения;

дата поступления материалов;

причина списания;

информация о взыскании с виновных лиц материального ущерба.

Списание материалов, передаваемых по договору дарения или безвозмездно, производится на основании заявлений на отпуск материалов на сторону, приказов на отпуск материалов, товарно-транспортных и товарных накладных и др.

На основании первичных документов материально ответственными лицами производятся записи в карточке складского учёта материалов (форма М-17), в которой после каждой записи определяется остаток. Карточка открывается на календарный год на каждый номенклатурный номер материала. Карточки регистрируются в специальном реестре (книге), а при автоматизированной форме учета - на машинном носителе.

1.4. Аналитический и синтетический учет материалов

Аналитический учет материалов ведется с использованием:

оборотных ведомостей;

сальдовым методом.

Аналитический учет на основе использования оборотных ведомостей предусматривает два способа ведения учета:

1 в бухгалтерии ведутся карточки количественно-суммового учета по номенклатурным номерам материалов. В карточках на основании первичных документов отражается движение материалов. Ежемесячно подсчитываются обороты за месяц и определяются остатки на начало следующего месяца. На основании карточек ежемесячно составляются оборотные ведомости отдельно по каждому складу и подразделению. На основании указанных оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость,которая сверяется с данными синтетического учета;

2 в бухгалтерии карточки складского учета не ведутся. Первичные документы группируются по номенклатурным номерам, подсчитываются итоги по приходу и расходу за месяц и записываются в оборотные ведомости.

При сальдовом методе учета материально ответственные лица на основании первичных документов ведут количественный учет в карточках складского учета. Работники бухгалтерии на основании проверенных карточек по каждому номенклатурному номеру на каждое первое число месяца переносят данные в сальдовые ведомости.

Ежемесячно группировка и обобщение информации о движении материалов осуществляется в ведомостях движения материалов и накопительных ведомостях отдельно по каждому складу, подразделению. Ведомости составляются отдельно по приходу и расходу материалов.

Синтетический учет материалов ведется на активном счете 10 «Материалы».

К счёту 10 открываются субсчета:

10-1 «Сырьё и материалы»;

10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

10-3 «Топливо»;

10-4 «Тара и тарные материалы»;

10-5 «Запасные части»;

10-6 «Прочие материалы»;

10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;

10-8 «Строительные материалы»;

10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;

10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;

10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»;

10-12 «Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы»;

10-13 «Временные(нетитульные) сооружения и приспособления».

На двух первых субсчетах отражается приобретенное со стороны сырье, материалы, полуфабрикаты и другие материалы.

При приобретении материальных ценностей за иностранную валюту за пределами РБ при наличии таможенного оформления и таможенного контроля стоимость материальных ценностей, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчёту в белорусские рубли по официальному курсу НБ РБ, действующему на дату совершения операции. Датой совершения операции считается дата таможенного оформления, указанная в грузовой таможенной декларации.

Каждая организация отражает движение материалов на корреспондирующих счетах с учетом метода оценки:

1) Учет по фактической себестоимости приобретения и изготовления материалов:

Таблица 55


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: