Сбалансированность и несбалансированность бюджета

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов бюджет должен быть сбалансированным по доходам и расходам. Превышение расходов бюджета над его доходами – это дефицит бюджета, а превышение доходов бюджета над его расходами – профицит.

Причины дефицита бюджета:

- рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличения инвестиций;

- чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие рост непредвиденных расходов на их покрытие;

- ограниченность финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (спад производства, низкая производительность труда и т.д.).

- кризисные явления в экономике, развал и неэффективность финансовой системы.

Пределы бюджетного дефицита:

- дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета;

- дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

- дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений или поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Пути уменьшения дефицита бюджета:

- использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета,

- введение процедуры санкционирования бюджетных расходов, строгое соблюдение установленных лимитов бюджетных обязательств, определения оптимальных сроков осуществления расходов;

- увеличение доходов (налогов), мобилизации резервов роста бюджетных доходов;

- эмиссия;

- государственные займы – заимствование денег у международных организаций, международного банка и т.д.;

- контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, оказанием финансовой помощи другим бюджетам и т.д.

Источники финансирования дефицита бюджета:

1. Источники внутреннего финансирования:

- государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ;

- кредиты кредитных организаций в валюте РФ;

- бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ;

- кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ;

- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета и т.д.

2. Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

- государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

- кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

- кредиты кредитных организаций в иностранной валюте и т.д.

По законодательству РФ федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ местный бюджет должны быть без профицита бюджета. Если при составлении проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, это означает, что существует резерв для осуществления дополнительных расходов либо для снижения налоговой нагрузки на экономику. Сокращать профицит необходимо в следующей последовательности:

- уменьшить доходы от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюджета - от реализации государственных запасов и резервов);

- направить средства на дополнительное погашение долговых обязательств;

- увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Резервные фонды – это обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер.

Источниками формирования резервных фондов бюджета являются средства, аккумулированные в бюджетах всех уровней. Образование бюджетных резервов отражается в расходной части бюджета. В отличие от обычных расходов бюджета, постепенно и непрерывно осуществляемых в течение бюджетного года, резервные фонды используются только в период наступления определенного рода непредвиденных событий и обстоятельств. Если же в течение бюджетного года таких событий не возникает, то эти фонды остаются невостребованными и должны переходить на следующий год как элемент национального богатства.

В федеральном и региональном бюджетах создаются резервные фонды органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в местных бюджетах - резервные фонды органов местного самоуправления (не более 3% объёма расходов). Резервный фонд Президента РФ (не более 1% расходов)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: