Формы финансовой помощи и фонды финансовой поддержки регионов и муниципалитетов

Межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме: - дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ (Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ);- субсидий бюджетам субъектов РФ (Федеральный фонд софинансирования расходов);

- субвенций бюджетам субъектов РФ (Федеральный фонд компенсаций);- иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;

- межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов. Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

- дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);- субсидий местным бюджетам;

- субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области;- субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов РФ;- иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы РФ.. Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

- дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;

- субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

- субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

- иных межбюджетных трансфертов. Дотации – это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий их использования. Субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу в фиксированном объеме на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субвенция, не используемая в срок или используемая не по назначению, подлежит возврату предоставляющему ее органы в бесспорном порядке. При нарушении условий предоставления или использования субвенций, их выделение прекращается.

Субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Такое финансирование предполагает долевое участие нижестоящих бюджетов в нем.

19. Основы бюджетного планирования

Бюджетная политика представляет собой совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

В условиях реформирования экономики и сфер общественной жизни бюджетная политика должна обеспечивать:

- законодательное разграничение бюджетных полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами власти местного самоуправления в вопросах всего цикла бюджетного процесса;

- реализацию прав самостоятельно принимать каждым органом власти на соответствующем уровне решения о направлениях и объемах использования бюджетных средств;

- бездефицитность бюджетов любого уровня бюджетной системы за счет изменения налоговой системы, регулирования поступлений доходов в бюджеты от налоговых и неналоговых источников доходов;

- сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы путем согласования между звеньями бюджетной системы принципов, методов, показателей и нормативов перераспределения бюджетных средств;

- контроль за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на социально-экономическое развитие на любом уровне бюджетной системы.

Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета.

Основные задачи бюджетной политики:

1. Интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной политики развития.

2. Закрепление правил использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита фед. бюджета.

3. Снижение страховых взносов во внебюджетные фонды.

4. Модернизация налоговой системы.

5. Рационализация сети гос. учреждений

6. Изменение системы гос. закупок.

7. Введение «электронного бюджета» и др.

Бюджетное планирование на государственном уровне базируется на существующей в РФ методике и многолетнем опыте сбора и распределения финансовых средств в целях выполнения своих функций перед обществом. Весь цикл управления процессами формирования, распределения, перераспределения и потребления бюджетных ресурсов осуществляется посредством бюджетного планирования, объектом которого являются фонды денежных средств.

Бюджетное планирование на федеральном уровне и уровнях территориальных образований обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Исходя из бюджета (федерального, территориального), каждый финансовый план решает задачи организации и управления бюджетными средствами в конкретном звене управления. В систему бюджетно-финансовых планов входят перспективные и сводные финансовые балансы, составляемые на государственном и территориальных уровнях управления с учетом их возможностей по формированию бюджетов и их исполнению.

Целями такого планирования на всех уровнях власти являются:

- обеспечение координации социального и экономического развития государства и его территорий на основе бюджетной политики;

- прогнозирование объектов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;

- прогнозирование финансовых последствий проведения реформ и выполнения программ;

- определение возможностей по реализации различных мер в области финансово-бюджетной системы.

Сводный финансовый баланс представляет собой баланс финансовых ресурсов, создаваемых и используемых в государстве или на определенной территории. Такой баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных фондов и предприятий, расположенных на соответствующих территориях. Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки бюджета, финансового плана.

Сводный финансовый баланс позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве; скоординировать показатели всех звеньев, показателей финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогнозов социально-экономического развития государства; определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты и в конце разработать направления финансовой политики.

В отличие от сводного финансового планирования, осуществляемого, как правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование рассчитано на бюджетный период. Бюджетное прогнозирование проводится на основе прогнозных расчетов основных бюджетных показателей.

Под прогнозом бюджета понимается комплекс вероятностных оценок возможных направлений формирования доходной и расходной частей бюджета.

Бюджетное прогнозирование базируется на выбранных показателях, к которым можно отнести:

- прогнозируемых общий объем доходов бюджета по всем источникам доходов;

- прогнозируемый общий объем расходов по всем разделам, подразделам, группам, статьям бюджетной классификации;

- общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;

- объем финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы, предоставляемых в форме дотаций, субвенций, субсидий;

- иные показатели, установленные законодательными актами, например верхний предел государственного внешнего долга, предел заимствований и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: