Стадии рассмотрения и утверждения бюджета

Правительство РФ, правительства субъектов РФ и органы местного самоуправления (муниципальных образований) выносят уточненный проект бюджета на рассмотрение в соответствующий представительный орган. По всем финансовым вопросам, и в частности для работы с бюджетом, органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комис­сии. Так, в Государственной Думе создан комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации — комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулирова­нию. Эти комитеты корреспондируют предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Совета Федерации и Государ­ственной Думы и контактируют по вопросам бюджета между собой.

Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания должны провести постатейное рассмотрение представленного проекта бюджета и вынести по нему сводное заключение. Вопрос о рас­смотрении и утверждении бюджета в органах представительной власти настолько важен, что с 1994 по 1998 г. Федеральным Со­бранием РФ принимались специальные законы о порядке рас­смотрения и принятия федерального бюджета1, где предусматри­вался подробный регламент рассмотрения и принятия федераль­ного бюджета. В настоящее время порядок рассмотрения бюдже­та в четырех чтениях закреплен в ст. 196 БК РФ. БК РФ предусматривает, что Государственная Дума рассмат­ривает проект закона «О федеральном бюджете». Такое внимание представительного органа государственной власти к рассмотре­нию проекта закона о бюджете характерно для всех демократи­ческих государств.

Правительство РФ представляет Государственной Думе проект федерального закона о федеральном бюджете1. К проекту закона прилагается ряд документов и материалов, таких как:

  • предварительные итоги социально-экономического развития РФ;
  • прогноз социально-экономического развития РФ на следую­щий год;
  • основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;
  • план развития государственного и муниципального сектора экономики; прогноз сводного финансового баланса на территории РФ (на очередной финансовый год);
  • основные принципы и характеристики взаимоотношений фе­дерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;
  • прогноз консолидированного бюджета РФ на следующий год;
  • федеральные целевые программы по развитию регионов, пред­усмотренные к финансированию за счет средств федерального бюджета;
  • проект адресной инвестиционной программы на очередной фи­нансовый год;.
  • проект программы приватизации государственных и муници­пальных предприятий;
  • расчеты по статьям классификации доходов и расходов феде­рального бюджета;
  • международные договоры о государственных внешних заимст­вованиях и государственных кредитах;
  • проект программы государственных внешних заимствований РФ и предоставлении государственных кредитов РФ иностран­ным государствам на очередной финансовый год;
  • проект структуры государственного внешнего долга РФ;

проект структуры государственного внутреннего долга РФ и проект программы внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита федераль­ного бюджета, и т.д.1

При необходимости внесения изменений и дополнений в зако­нодательные акты по налогам Правительство РФ представляет в Государственную Думу проекты соответствующих федеральных законов.

Расходы в проекте федерального закона о бюджете представ­ляются в разрезе функциональной и ведомственной бюджетной классификации с расшифровкой целевых статей и видов расхо­дов.

Правительство РФ представляет Государственной Думе проек­ты бюджетов государственных внебюджетных фондов: Пенсион­ного фонда РФ; Фонда социального страхования РФ; Федерально­го фонда обязательного медицинского страхования2.

Центральный банк РФ представляет Государственной Думе со­гласованный с Президентом РФ и Правительством РФ проект ос­новных направлений денежно-кредитной политики на следую­щий год3.

До рассмотрения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении комитеты и комиссии Госдумы представляют в ко­митет Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам заклю­чения по данному законопроекту, на основании которых указан­ный комитет готовит заключение по проекту бюджета и представляет его на рассмотрение Госдумы.

При рассмотрении проекта Федерального закона о федераль­ном бюджете РФ в первом чтении Госдума обсуждает его концеп­цию и прогноз социально-экономического развития РФ на сле­дующий год — основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект про­граммы государственных внешних заимствований РФ в части ис­точников внешнего финансирования дефицита федерального бюд­жета, а также основные характеристики федерального бюдже­та, к которым относятся: доходы федерального бюджета по груп­пам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов1, принимает решение о при­нятии или об отклонении указанного законопроекта.

При отклонении проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Госдума может передать законопроект в согласи­тельную комиссию по уточнению основных показателей проекта бюджета; вернуть законопроект в Правительство РФ на доработ­ку; поставить вопрос о доверии Правительству2. В случае передачи проекта бюджета РФ в согласительную комиссию, которая со­стоит из представителей Госдумы, Совета Федерации и Правительства РФ, ответственных за рассмотрение бюджета в первом чтении, она разрабатывает согласованный вариант основ­ных характеристик федерального бюджета на следующий год и представляет проект федерального закона о федеральном бюдже­те на рассмотрение Госдумы повторно в первом чтении.

Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Госдумы, Сове­та Федерации, Правительства РФ. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствую­щих на заседании согласительной комиссии представителей дан­ной стороны. Результаты голосования каждой стороны принима­ются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным3.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о фе­деральном бюджете принимается постановление Госдумы о при­нятии в первом чтении проекта федерального закона о федераль­ном бюджете4.

Если Госдума не принимает решение по итогам работы согла­сительной комиссии, проект закона о федеральном бюджете счи­тается повторно отклоненным. Повторное отклонение проекта фе­дерального бюджета возможно лишь в случае, если Госдума ставит вопрос о доверии Правительству РФ5. Если федеральный бюджет на очередной финансовый год возвращают на доработку в Правительство РФ, то он дорабатывается в течение 20 дней с уче­том предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях.

комитетов по бюджету и экономической политике, доработанный законопроект вносится на повторное рассмотрение Госдумы в пер­вом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Госдума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта закона о федеральном бюджете, вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после его сформирования1.

При рассмотрении Госдумой проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда фи­нансовой поддержки субъектов РФ. Госдума рассматривает закон о бюджете во втором чтении в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.

Именно во втором чтении Госдума направляет в органы испол­нительной и представительной власти субъектов Федерации све­дения о распределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджетами Российской Федерации, утвержденные при первом чтении, а также о размере Федерального фонда финансо­вой поддержки субъектов РФ и распределении его средств, ут­вержденных во втором чтении. Если бюджет отклоняется во вто­ром чтении, он передается в согласительную комиссию2.

При рассмотрении проекта федерального закона о федераль­ном бюджете на очередной год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядите­лям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Рас­сматривается распределение средств Федерального фонда финан­совой поддержки целевых программ и т.д. Субъекты права зако­нодательной инициативы направляют свои поправки по третьему чтению в комитет по бюджету (ст. 206 БК РФ).

Госдума рассматривает проект о бюджете в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

Государственная Дума рассматривает в четвертом чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении.

При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

2. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации.

3. В течение одного месяца со дня подписания федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Правительство Российской Федерации направляет в Государственную Думу и Совет Федерации для сведения поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.

При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год голосуется на предмет его одобрения в целом.

2. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

3. В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Советом Федерации указанный федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.

Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в одном чтении.

4. Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год передается в Совет Федерации.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.

Если федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала года (в случае не­принятия Госдумой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года), Госдума может принять закон о фи­нансировании расходов из федерального бюджета в первом квар­тале очередного финансового года. В этом случае федеральные ор­ганы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом (ст. 211 БК РФ).

В Бюджетном кодексе также урегулированы случаи внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете (см. гл. 23).

Если изменения финансирования по сравнению с утвержден­ным федеральным бюджетом составят более 10%, орган исполни­тельной власти вносит проект федерального закона о внесении из­менений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Госдуме снова в трех чтени­ях в течение 15 дней.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений не принимается в указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в зако­не о бюджете не предусмотрено иное (ст. 213 БК РФ).

На территории каждого субъекта РФ и муниципального образо­вания порядок и условия рассмотрения и утверждения бюджета ус­танавливаются соответствующими представительными органами государственной власти и местного самоуправления, которые при­нимают законы (решения) о бюджетном процессе на данной терри­тории. Каждый такой правовой акт должен соответствовать общим принципам бюджетного процесса и правилам составления, рассмот­рения и утверждения федерального бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: