СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ
ТЕМА 1. ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях выбора новых приоритетов и дальнейшего реформирования бюджетной системы первостепенная задача – оптимизация системы финансового управления, усиление контроля за финансовыми потоками, повышение эффективности формирования и исполнения бюджетов всех уровней, централизация финансовых ресурсов у одного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного обеспечивать упорядоченный поток финансовых средств и оперативно представлять информацию о состоянии государственных финансов для принятия оптимальных управленческих решений.
В связи с этим в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета РФ в 1992 году было введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ было образовано Федеральное казначейство России.
Переход на казначейскую систему исполнения бюджета позволил не только упростить механизм обслуживания бюджета, но и усилить контроль за наполнением и использованием финансовых бюджетных средств.
Основной целью изучения дисциплины «Организация исполнения бюджета» является формировании у будущих специалистов современных базовых теоретических знаний и практических навыков в области развития исполнения бюджета в Российской Федерации.
В кратком курсе лекций использованы материалы следующих учебных пособий: Акперов, И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации; Организация исполнения бюджета: учеб. пособие / под ред. В.В. Карчевского.
Краткий курс лекций по дисциплине «Организация исполнения бюджета» предназначен для студентов специальности 080105.65 «Финансы и кредит» всех форм обучения.
Исполнение бюджета – это важная составная часть бюджетного процесса, в которой реализуются намеченные и утвержденные планы формирования и использования бюджетных фондов. Исполнение бюджета как сложное финансовое явление охватывает две стадии бюджетного процесса: выполнение бюджетного закона (исполнение бюджета в узком смысле) и составление и утверждение отчетности об исполнении бюджета. В процессе исполнения бюджета решаются следующие задачи:
1. Обеспечение полного и своевременного поступления доходов и других бюджетных ресурсов в целом и по каждому источнику в соответствии с заданиями, установленными в утвержденном законе о бюджете.
2. Предоставление бюджетных ресурсов организациям и учреждениям в полном объеме и в установленный срок в целом и по отдельным направлениям использования средств исходя из утвержденных заданий закона о бюджете.
3. Осуществление межбюджетных трансфертов в полном объеме по всем направлениям и в установленный срок в соответствии с заданиями, установленными в утвержденном законе о бюджете.
4. Подготовка в установленный бюджетным законодательством срок отчетов об исполнении бюджета.
5. Утверждение отчетов законодательными (представительными) органами.
6. Организация контроля за поступлением доходов и осуществлением расходов бюджетов.
Организация исполнения бюджетов базируется на действующих законодательных и нормативных документах. Основу правовой базы составляет Бюджетный кодекс Российской Федерации, который регулирует ряд правоотношений:
1) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
2) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением;
3) правовой статус участников бюджетного процесса;
4) правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Кроме Бюджетного кодекса РФ в состав бюджетного законодательства входят федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и другие федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения. Нормативные правовые акты не могут противоречить Бюджетному кодексу. В случае противоречия между кодексом и нормативными правовыми актами применяется Бюджетный кодекс.
Частично исполнение бюджетов в РФ устанавливается нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (указы), Правительства Российской Федерации (постановления, распоряжения) и федеральных органов исполнительной власти (инструкции, письма). Эти нормативные акты не могут противоречить Бюджетному кодексу и другим законам. В случае противоречия применяются указанный кодекс и законы.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления также принимают нормативные правовые акты, регулирующие исполнение бюджетов, в пределах своей компетенции.
На процесс исполнения бюджета могут оказывать влияние международные договоры. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора. Международные договоры Российской Федерации применяются к бюджетным правоотношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.
В целом акты бюджетного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом или федеральными законами.
Рассматривая исполнение бюджетов в узком смысле, следует отметить, что в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами и составление отчетов об исполнении бюджетов. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Бюджет исполняется на основе принципов единства кассы и подведомственности расходов.
Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принцип подведомственности расходов предполагает, что формирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется в соответствии с расходными обязательствами (обусловленными законодательным разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления), исполнение которых происходит в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
В процессе исполнения бюджета осуществляется его кассовое обслуживание, т.е. проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней осуществляется Федеральным казначейством.
По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта РФ и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта РФ необходимого для их осуществления имущества.
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке Российской Федерации. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам.
Исполнение бюджетов осуществляется отдельно по доходам и расходам.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
1) перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
2) распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
3) возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
4) учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
К основным этапам санкционирования при исполнении расходов бюджетов относятся:
1) составление и утверждение бюджетной росписи;
2) утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
3) утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
4) принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
5) подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.
Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.
На основании бюджетных росписей главных распорядителей орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем указанного органа и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, исполняющий бюджет.
Одновременно сводная бюджетная роспись направляется для сведения в соответствующие представительный и контрольный органы.
В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Уведомление не предоставляет права принятия обязательств по осуществлению расходов бюджета и платежей.
В течение 10 дней со дня получения уведомления бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. В ней должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и другой деятельности. В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждает ее.
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств и в течение одного рабочего дня со дня ее утверждения передается в орган, исполняющий бюджет.
Затем утверждаются уведомления о лимитах бюджетных обязательств и доводятся до распорядителей и получателей бюджетных средств.
Бюджетное обязательство – это обязательство совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающее в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.
Лимит бюджетных обязательств – это объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий 3 месяца.
Лимиты бюджетных обязательств для распорядителей и получателей бюджетных средств утверждаются органом, исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утвержденных главными распорядителями. Лимиты доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия.
Сводный реестр лимитов бюджетных обязательств по всем распорядителям и получателям бюджетных средств представляется уполномоченным исполнительным органом в контрольный орган, созданный законодательным (представительным) органом.
Лимит бюджетных обязательств не может отличаться от объема бюджетных ассигнований в расчете на квартал, за исключением нижеперечисленных случаев.
Изменение лимитов бюджетных обязательств возможно в случае изменения бюджетных ассигнований и в случае блокировки расходов, а также в случае отсрочки предоставления лимитов. Орган, исполняющий бюджет, вправе отсрочить предоставление лимита бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств на период до 3 месяцев. При этом отсроченные бюджетные обязательства не могут превышать 10% ассигнований, установленных на квартал, в котором производится отсрочка бюджетных обязательств.
Уполномоченный исполнительный орган, распорядители бюджетных средств обязаны довести до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств изменения лимитов бюджетных обязательств не позднее чем за 5 дней до начала периода действия измененных лимитов бюджетных обязательств.
Лимиты бюджетных обязательств не могут быть изменены после истечения половины срока их действия.
Получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.
Орган, исполняющий бюджет, расходует бюджетные средства после проверки соответствия платежных и иных документов требованиям Бюджетного кодекса РФ, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.
Перечень и формы документов утверждаются правовым актом органа исполнительной власти.
Орган, исполняющий бюджет, подтверждает исполнение денежных обязательств и не позднее 3 дней с момента представления платежных документов совершает разрешительную надпись.
Объемы принятых и исполненных денежных обязательств не могут превышать лимиты бюджетных обязательств.
Объем подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств. Подтвержденные денежные обязательства могут отличаться от принятых денежных обязательств только в случае отказа органа, исполняющего бюджет, подтвердить принятые денежные обязательства.
Орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства исключительно в четырех случаях:
1) при несоответствии принятых денежных обязательств требованиям Бюджетного кодекса РФ;
2) при несоответствии принятых денежных обязательств закону (решению) о бюджете, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;
3) при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
4) при блокировке расходов.
Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Расходуемые бюджетные средства должны соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.
Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными может быть произведено вследствие введения режима сокращения расходов бюджета, исполнения бюджета по доходам сверх утвержденных законом (решением) о бюджете или вследствие перемещения бюджетных ассигнований главным распорядителем бюджетных средств в пределах своих полномочий.
Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим.
В этом решении должны быть указаны дата введения режима и размеры сокращения расходов бюджета. При этом сокращение бюджетных ассигнований не должно превышать 10% годовых назначений по каждому главному распорядителю бюджетных средств, а также по каждому объекту, включенному в адресную инвестиционную программу, целевые программы.
Распорядители и получатели бюджетных средств уведомляются о введении режима сокращения расходов бюджета не позднее, чем за 15 дней до даты его введения.
На основании решения о введении режима сокращения расходов бюджета сокращаются неиспользованные лимиты бюджетных обязательств. Отмена этого режима, изменение размеров сокращения расходов бюджета производятся органом, принявшим решение о введении указанного режима.
Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов более чем на 10% годовых назначений, орган исполнительной власти представляет законодательному (представительному) органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.
Законодательный (представительный) орган рассматривает этот законопроект в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом для федерального бюджета, законами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления соответственно для бюджета субъекта РФ, местного бюджета.
Если проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете не принимается в течение 15 дней со дня его внесения в законодательный (представительный) орган, орган исполнительной власти имеет право пропорционально сократить расходы бюджета впредь до принятия законодательного решения при условии, что иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете.
Блокировка расходов бюджета представляет собой сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями или отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств в двух случаях:
1) если бюджетные ассигнования, выделенные главному распорядителю на выполнение определенных условий, к моменту составления лимитов бюджетных обязательств или подтверждения принятых бюджетных обязательств оказались невыполненными;
2) если органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля выявлены факты нецелевого использования бюджетных средств.
Блокировка расходов бюджета осуществляется по решению руководителя финансового органа на любом этапе исполнения бюджета.
Блокировке могут быть подвергнуты:
1) расходы бюджета исключительно в размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными Бюджетным кодексом, а также законом (решением) о бюджете. Блокировка расходов бюджета, финансирование которых не было связано такими условиями, является нарушением бюджетного законодательства, если не было фактов нецелевого использования бюджетных средств;
2) расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования.
Руководитель финансового органа отменяет решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя бюджетных средств или другого получателя бюджетных средств только после выполнения последним нарушенных условий.
Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются исполнителем бюджета на уменьшение размера дефицита бюджета и на выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.
В случае необходимости направить дополнительные доходы на другие цели или при превышении ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх утвержденных ассигнований осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором было превышение.
Проект закона о внесении изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете в связи с получением дополнительных доходов должен быть рассмотрен законодательным (представительным) органом во внеочередном порядке в течение 15 дней со дня его внесения. Если законопроект не принимается в срок, орган исполнительной власти имеет право равномерно индексировать расходы бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита бюджета и погашения долговых обязательств.
Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств в пределах своей компетенции имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5% ассигнований, доведенных до получателя.
Объемы бюджетных ассигнований для главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от объемов, утвержденных бюджетной росписью и законом (решением) о бюджете, не более чем на 10%.
Объемы бюджетных ассигнований для получателя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от объемов, утвержденных бюджетной росписью, не более чем на 15%.
Исполнитель бюджета вправе перемещать бюджетные ассигнования, выделенные главному распорядителю бюджетных средств, между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах 10% выделенных бюджетных ассигнований.
Уведомление о перемещении бюджетных ассигнований производится органом, исполняющим бюджет, при доведении уведомлений о лимитах бюджетных обязательств.
В случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможен зачет денежных средств (исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет). Порядок осуществления зачета определяется Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются.
Иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, предусматривающего:
1) возмещение в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;
2) возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Исполнение бюджетов в текущем финансовом году прекращается в следующем порядке:
1) финансовый год завершается 31 декабря;
2) лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря;
3) принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря. До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря;
4) после совершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.
Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются уполномоченным исполнительным органом.
Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством Российской Федерации.
Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.
При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в органе исполнительной власти субъекта РФ или органе местного самоуправления может быть назначена внутренняя проверка указанного отчета. Внутренняя проверка осуществляется органами Минфина России в соответствии с заключенными соглашениями между органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и Минфином.
В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство.
Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом. Отчет об исполнении бюджета представляется в форме проекта закона (решения). Он должен быть составлен в соответствии с той структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении бюджета.
Представительный орган принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения результатов внешней проверки указанного отчета, проведенной соответствующими контрольными органами до рассмотрения отчета об исполнении бюджета. Представительный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры Российской Федерации для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных исполнителю бюджета, и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.
Если в ходе проверки бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае, если режим сокращения и блокировки расходов не вводился, соответствующий представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета и обратиться в прокуратуру Российской Федерации для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.
Порядок предоставления информации представительным органам по оперативным, ежеквартальным и полугодовым отчетам об исполнении бюджета определяется правовыми актами соответствующих представительных органов.
Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Федеральную службу государственной статистики.
В исполнении бюджетов принимают участие все органы государственной власти и местного самоуправления, организации, учреждения и граждане, которые являются плательщиками или получателями бюджетных средств.
В систему органов, обладающих полномочиями по исполнению бюджетов, входят финансовые органы, Центральный банк России, органы государственного финансового контроля. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в целях осуществления бюджетной политики создают собственные финансовые органы и органы финансового контроля. Каждый орган решает поставленные перед ним задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.
Участниками исполнения бюджетов являются:
• органы законодательной (представительной) власти;
• органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
• органы денежно-кредитного регулирования;
• органы государственного и муниципального финансового контроля;
• главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
• иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
К участникам бюджетного процесса относятся также бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществляют другие полномочия в соответствии с действующим бюджетным законодательством.
Законодательные (представительные) органы не имеют права выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов).
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления.
Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями:
• представляет по поручению Правительства Российской Федерации сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;
• осуществляет методологическое руководство в области исполнения федерального бюджета;
• устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
• составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство;
• представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета;
• разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;
• осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации сотрудничество с международными финансовыми организациями;
• организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий;
• устанавливает Единый план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета;
• устанавливает единую методологию отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
• обеспечивает предоставление бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; предоставляет по поручению Правительства Российской Федерации от имени Российской Федерации государственные гарантии субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
• ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации;
• учитывает предоставляемую органами, ведущими государственные долговые книги субъектов Российской Федерации, информацию о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих государственных долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований;
• осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, управление государственным долгом Российской Федерации;
• организует исполнение федерального бюджета;
• устанавливает порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
• представляет отчет об исполнении федерального бюджета и отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации в Правительство Российской Федерации.
Федеральное казначейство, входящее в систему Министерства финансов РФ, обладает самостоятельными бюджетными полномочиями, а именно:
• производит распределение доходов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, установленным Бюджетным кодексом РФ, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов;
• открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, устанавливает режим этих счетов в соответствии с Бюджетным кодексом;
• устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
• устанавливает порядок открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
• открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);
• ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
• доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств;
• доводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств;
• ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Минфин России отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета;
• получает от главных распорядителей средств федерального бюджета материалы, необходимые для составления отчета об исполнении федерального бюджета;
• составляет на основании отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, отчет об исполнении федерального бюджета и представляет его в Минфин России;
• составляет и представляет в Минфин России отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации на основании отчета об исполнении федерального бюджета, отчетности и материалов, представленных уполномоченными органами управления государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления территориальных государственных внебюджетных фондов и органами местного самоуправления.
В процессе выполнения своих полномочий Министерство финансов Российской Федерации несет ответственность:
• за соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;
• своевременность составления бюджетной росписи;
• соблюдение порядка предоставления бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций.
Федеральное казначейство, в свою очередь, несет ответственность:
• за правильность и своевременность проведения операций и учета кассовых поступлений и выплат из бюджетов, составления отчетов о кассовых поступлениях в бюджеты и выплатах из бюджетов;
своевременность представления отчетов о кассовых поступлениях в бюджеты и выплатах из бюджетов;
• своевременность доведения представленных Министерством финансов Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств федерального бюджета;
• своевременность доведения распределенных главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств до находящихся в его ведении распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
• осуществление расходов с единого счета федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств;
• осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета в пределах своей компетенции.
Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными (представительными) органами Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов.
Одним из важнейших органов государственного финансового контроля выступает Счетная палата РФ, которая в ходе своей деятельности решает такие задачи, как:
• организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению;
• определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
• финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
• анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
• контроль законности и своевременности движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
• регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
В процессе реализации поставленных задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля над исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:
• организацию и проведение оперативного контроля над исполнением федерального бюджета в отчетном году;
• проведение комплексных ревизий и проверок и тематических проверок по отдельным статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
• анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном
процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом.
Контрольно-ревизионная деятельность – это основная деятельность Счетной палаты. С ней неразрывно связана экспертно-аналитическая деятельность. Именно на основе анализа проводимых контрольных мероприятий Счетная палата исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты способствует принятию обоснованных финансовых законов, управленческих решений и предотвращению финансовых потерь.
В настоящее время в составе Счетной палаты создано 12 аудиторских направлений, контрольной деятельностью которых охвачены все статьи федерального закона о федеральном бюджете РФ, а также иные аспекты контрольной деятельности:
• формирование и исполнение доходов федерального бюджета;
• учет, приватизация и управление государственной собственностью;
• государственный долг, ЦБ РФ и движение средств федерального бюджета в кредитных организациях;
• расходы федерального бюджета:
‒ на международную деятельность;
‒ государственное управление, судебную власть, органы государственной безопасности, прокуратуры, юстиции;
‒ правоохранительную деятельность, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
‒ обеспечение национальной безопасности;
‒ сельское хозяйство и рыболовство, охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;
‒ промышленность, энергетику и строительство, транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;
‒ науку, образование и здравоохранение;
‒ социальную политику и исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней.
Важную роль в исполнении бюджетов играют главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств.
Главный распорядитель средств федерального бюджета – это орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также по наиболее значимым бюджетным учреждениям науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации. Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета – это орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Главный распорядитель может быть уполномочен Правительством Российской Федерации представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций. Он определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
На основании мотивированного представления бюджетного учреждения главный распорядитель имеет право вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет.
Главный распорядитель контролирует целевое использование получателями бюджетных средств, своевременный их возврат, представление отчетности, выполнение заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг, а также контролирует использование бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Непосредственный контроль за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.
Главный распорядитель готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.
Распорядитель бюджетных средств – это орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
Распорядитель может быть уполномочен исполнительным органом представлять сторону государственных и муниципальных органов в договорах о предоставлении средств бюджетов на возвратной основе, государственных и муниципальных гарантий и бюджетных инвестиций.
Распорядитель составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям и направляет их в орган, исполняющий бюджет, определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат, сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений и осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями.
Главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств, а также их должностные лица отвечают:
• за целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств;
• достоверность и своевременность представления установленной отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета;
• своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств;
• своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств в орган, исполняющий бюджет;
• утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
• соответствие бюджетной росписи показателям, утвержденным законом (решением) о бюджете;
• соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг при утверждении смет доходов и расходов;
• эффективное использование бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Получатели бюджетных средств имеют право:
1) своевременно получать и использовать бюджетные средства в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;
2) своевременно получать уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;
3) получать компенсацию в размере недофинансирования.
Получатели бюджетных средств обязаны:
1) своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;
2) эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;
3) своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;
4) своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
5) своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.
Часть получателей бюджетных средств являются бюджетными учреждениями, которые представляют собой организации, созданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда в соответствии со сметой доходов и расходов.
На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на эти цели, а также данных об исполнении сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетное учреждение составляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.
Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство Российской Федерации либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов имеет право самостоятельно расходовать средства, полученные из внебюджетных источников.
Банк России является важным звеном в системе исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов, поскольку процесс исполнения бюджета любого уровня предполагает участие банковской организации. В частности, денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет соответствующего органа.
Банк России совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.
В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрено, что Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами.
Департамент организации и исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов Центрального банка Российской Федерации решает следующие задачи:
• организует методологическую работу в банковской системе по учету средств бюджетов всех уровней, целевых бюджетных фондов и государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с Министерством финансов Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами, бюджетами субъектов РФ и органов местного самоуправления по этим вопросам;
• организует в банковской системе кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета и составляет банковскую отчетность о кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета и об остатках средств на счетах местных органов власти и государственных внебюджетных фондов;
• готовит предложения по формированию единой государственной денежно-кредитной политики в части взаимоотношений Банка России с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами. В территориальных учреждениях Банка России функционируют управления организации и исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов. Кроме решения указанных выше задач они обеспечивают достоверность передаваемых кредитными организациями данных об использовании средств бюджета и внебюджетных фондов, а также осуществляют надзор за исполнением кредитными организациями и расчетно-кассовыми центрами (РКЦ) банковского законодательства в части исполнения бюджетов и учета внебюджетных фондов.
К функциям территориальных подразделений ЦБ России относятся:
• контроль за обслуживанием РКЦ территориального учреждения счетов по учету доходов и средств федерального бюджета, бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов;
• контроль за своевременным и правильным составлением РКЦ и кредитными организациями отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета;
• составление и представление Банку России отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета в целом и по региону;
• оказание содействия соответствующим государственным органам при реализации ими своих функций в сфере организации, осуществления и контроля за исполнением бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• организация и осуществление контроля за правильностью совершения операций по счетам федерального бюджета в период завершения бюджетного года;
• контроль за правильностью и своевременностью перечисления поступивших по региону доходов федерального бюджета на финансирование расходов региона, осуществляемых органами казначейства, а также за перечислением средств с транзитных счетов государственных внебюджетных фондов на их основные счета.
В ряде случаев кассовое обслуживание исполнения бюджетов может быть возложено и на коммерческие банки или другие кредитные организации:
• во-первых, кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе;
во-вторых, кредитные организации могут обслуживать счета бюджетов при отсутствии учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими указанных функций.
Коммерческие банки получают право обслуживать бюджетные средства только в результате конкурсного отбора.