Характеристика участников исполнения бюджетов и их полномочия

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ

ТЕМА 1. ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

В условиях выбора новых приоритетов и дальнейшего реформирования бюджетной системы первостепенная задача – оптимизация системы финансового управления, усиление контроля за финансовыми потоками, повышение эффективности формирования и исполнения бюджетов всех уровней, централизация финансовых ресурсов у одного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного обеспечивать упорядоченный поток финансовых средств и оперативно представлять информацию о состоянии государственных финансов для принятия оптимальных управленческих решений.

В связи с этим в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета РФ в 1992 году было введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ было образовано Федеральное казначейство России.

Переход на казначейскую систему исполнения бюджета позволил не только упростить механизм обслуживания бюджета, но и усилить контроль за наполнением и использованием финансовых бюджетных средств.

Основной целью изучения дисциплины «Организация исполнения бюджета» является формировании у будущих специалистов современных базовых теоретических знаний и практических навыков в области развития исполнения бюджета в Российской Федерации.

В кратком курсе лекций использованы материалы следующих учебных пособий: Акперов, И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации; Организация исполнения бюджета: учеб. пособие / под ред. В.В. Карчевского.

Краткий курс лекций по дисциплине «Организация исполнения бюджета» предназначен для студентов специальности 080105.65 «Финансы и кредит» всех форм обучения.


Исполнение бюджета – это важная составная часть бюджетного процесса, в которой реализуются намеченные и утвержденные планы формирования и использования бюджетных фондов. Исполнение бюджета как сложное финансовое явление охватывает две стадии бюджетного процесса: выполнение бюджетного закона (исполнение бюджета в узком смысле) и составление и утвержде­ние отчетности об исполнении бюджета. В процессе исполнения бюджета решаются следующие задачи:

1. Обеспечение полного и своевременного поступления доходов и других бюджетных ресурсов в целом и по каждому источнику в соответствии с заданиями, установленными в утвержденном законе о бюджете.

2. Предоставление бюджетных ресурсов организациям и учреждениям в полном объеме и в установленный срок в целом и по от­дельным направлениям использования средств исходя из утверж­денных заданий закона о бюджете.

3. Осуществление межбюджетных трансфертов в полном объеме по всем направлениям и в установленный срок в соответствии с заданиями, установленными в утвержденном законе о бюджете.

4. Подготовка в установленный бюджетным законодательством срок отчетов об исполнении бюджета.

5. Утверждение отчетов законодательными (представительны­ми) органами.

6. Организация контроля за поступлением доходов и осуществлением расходов бюджетов.

Организация исполнения бюджетов базируется на действующих законодательных и нормативных документах. Основу правовой базы составляет Бюджетный кодекс Российской Федерации, кото­рый регулирует ряд правоотношений:

1) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

2) отношения, возникающие между субъектами бюджетных пра­воотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федера­ции, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджет­ной системы Российской Федерации, контроля за их исполнени­ем;

3) правовой статус участников бюджетного процесса;

4) правовые основы порядка и условий привлечения к ответ­ственности за нарушение бюджетного законодательства Россий­ской Федерации.

Кроме Бюджетного кодекса РФ в состав бюджетного законода­тельства входят федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативные правовые акты пред­ставительных органов местного самоуправления о местных бюд­жетах на соответствующий год и другие федеральные законы, за­коны субъектов РФ и нормативные правовые акты представитель­ных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения. Нормативные правовые акты не могут противо­речить Бюджетному кодексу. В случае противоречия между кодек­сом и нормативными правовыми актами применяется Бюджетный кодекс.

Частично исполнение бюджетов в РФ устанавливается норма­тивными правовыми актами Президента Российской Федерации (указы), Правительства Российской Федерации (постановления, распоряжения) и федеральных органов исполнительной власти (инструкции, письма). Эти нормативные акты не могут противо­речить Бюджетному кодексу и другим законам. В случае противо­речия применяются указанный кодекс и законы.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы мест­ного самоуправления также принимают нормативные правовые акты, регулирующие исполнение бюджетов, в пределах своей ком­петенции.

На процесс исполнения бюджета могут оказывать влияние меж­дународные договоры. Если международным договором Россий­ской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации, применя­ются правила международного договора. Международные договоры Российской Федерации применяются к бюджетным правоот­ношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требу­ется издание внутригосударственных актов.

В целом акты бюджетного законодательства Российской Феде­рации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмот­рено Бюджетным кодексом или федеральными законами.

Рассматривая исполнение бюджетов в узком смысле, следует отметить, что в Российской Федерации устанавливается казначей­ское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами и состав­ление отчетов об исполнении бюджетов. Указанные органы явля­ются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта РФ, бюджета территори­ального государственного внебюджетного фонда, местного бюд­жета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответству­ющий финансовый орган. Бюджет исполняется на основе прин­ципов единства кассы и подведомственности расходов.

Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех по­ступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источни­ков финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за предела­ми Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принцип подведомственности расходов предполагает, что формирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется в со­ответствии с расходными обязательствами (обусловленными зако­нодательным разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации и органов местного самоуправления), исполнение которых происходит в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

В процессе исполнения бюджета осуществляется его кассовое обслуживание, т.е. проведение и учет операций по кассовым по­ступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней осуществляется Федеральным казначейством.

По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Россий­ской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта РФ и наличия в собствен­ности (пользовании, управлении) субъекта РФ необходимого для их осуществления имущества.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федераль­ное казначейство открывает счета в Центральном банке Россий­ской Федерации. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюдже­тов, представляемой им финансовым органам.

Исполнение бюджетов осуществляется отдельно по доходам и расходам.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

1) перечисление и зачисление доходов на единый счет бюдже­та;

2) распределение в соответствии с утвержденным бюджетом ре­гулирующих доходов;

3) возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

4) учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюде­нием обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

К основным этапам санкционирования при исполнении расхо­дов бюджетов относятся:

1) составление и утверждение бюджетной росписи;

2) утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассиг­нованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюд­жетных средств и бюджетным учреждениям;

3) утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

4) принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

5) подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюд­жетных средств.

Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Рос­сийской Федерации осуществляется уполномоченными исполни­тельными органами на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и эко­номической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем указанного органа и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, испол­няющий бюджет.

Одновременно сводная бюджетная роспись направляется для сведения в соответствующие представительный и контрольный органы.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной рос­писи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на пе­риод действия утвержденного бюджета до всех нижестоящих рас­порядителей и получателей бюджетных средств. Уведомление не предоставляет права принятия обязательств по осуществлению расходов бюджета и платежей.

В течение 10 дней со дня получения уведомления бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вы­шестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. В ней должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказа­ния платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закреплен­ной за бюджетным учреждением на праве оперативного управле­ния, и другой деятельности. В течение пяти дней со дня представ­ления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утвер­ждает ее.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являюще­гося главным распорядителем, утверждается руководителем глав­ного распорядителя бюджетных средств и в течение одного рабо­чего дня со дня ее утверждения передается в орган, исполняющий бюджет.

Затем утверждаются уведомления о лимитах бюджетных обяза­тельств и доводятся до распорядителей и получателей бюджетных средств.

Бюджетное обязательство – это обязательство совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение опреде­ленного срока, возникающее в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

Лимит бюджетных обязательств – это объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий 3 месяца.

Лимиты бюджетных обязательств для распорядителей и полу­чателей бюджетных средств утверждаются органом, исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утвержденных глав­ными распорядителями. Лимиты доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия.

Сводный реестр лимитов бюджетных обязательств по всем рас­порядителям и получателям бюджетных средств представляется уполномоченным исполнительным органом в контрольный орган, созданный законодательным (представительным) органом.

Лимит бюджетных обязательств не может отличаться от объема бюджетных ассигнований в расчете на квартал, за исключением нижеперечисленных случаев.

Изменение лимитов бюджетных обязательств возможно в случае изменения бюджетных ассигнований и в случае блокировки расходов, а также в случае отсрочки предоставления лимитов. Орган, исполняющий бюджет, вправе отсрочить предоставление лимита бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджет­ных средств на период до 3 месяцев. При этом отсроченные бюд­жетные обязательства не могут превышать 10% ассигнований, ус­тановленных на квартал, в котором производится отсрочка бюд­жетных обязательств.

Уполномоченный исполнительный орган, распорядители бюд­жетных средств обязаны довести до всех нижестоящих распоряди­телей и получателей бюджетных средств изменения лимитов бюд­жетных обязательств не позднее чем за 5 дней до начала периода действия измененных лимитов бюджетных обязательств.

Лимиты бюджетных обязательств не могут быть изменены пос­ле истечения половины срока их действия.

Получатели бюджетных средств имеют право принятия денеж­ных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для со­вершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них ли­митов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.

Орган, исполняющий бюджет, расходует бюджетные средства после проверки соответствия платежных и иных документов тре­бованиям Бюджетного кодекса РФ, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюд­жетных обязательств.

Перечень и формы документов утверждаются правовым актом органа исполнительной власти.

Орган, исполняющий бюджет, подтверждает исполнение де­нежных обязательств и не позднее 3 дней с момента представления платежных документов совершает разрешительную надпись.

Объемы принятых и исполненных денежных обязательств не могут превышать лимиты бюджетных обязательств.

Объем подтвержденных денежных обязательств не может пре­вышать объем принятых денежных обязательств. Подтвержденные денежные обязательства могут отличаться от принятых денежных обязательств только в случае отказа органа, исполняющего бюджет, подтвердить принятые денежные обязательства.

Орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства исключительно в четырех слу­чаях:

1) при несоответствии принятых денежных обязательств требо­ваниям Бюджетного кодекса РФ;

2) при несоответствии принятых денежных обязательств закону (решению) о бюджете, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;

3) при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

4) при блокировке расходов.

Расходование бюджетных средств осуществляется путем списа­ния денежных средств с единого счета бюджета в размере под­твержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Расходуемые бюджетные средства должны со­ответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведен­ными может быть произведено вследствие введения режима сокра­щения расходов бюджета, исполнения бюджета по доходам сверх утвержденных законом (решением) о бюджете или вследствие пе­ремещения бюджетных ассигнований главным распорядителем бюджетных средств в пределах своих полномочий.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объ­ема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе принять решение о введении ре­жима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим.

В этом решении должны быть указаны дата введения режима и размеры сокращения расходов бюджета. При этом сокращение бюджетных ассигнований не должно превышать 10% годовых на­значений по каждому главному распорядителю бюджетных средств, а также по каждому объекту, включенному в адресную инвестици­онную программу, целевые программы.

Распорядители и получатели бюджетных средств уведомляются о введении режима сокращения расходов бюджета не позднее, чем за 15 дней до даты его введения.

На основании решения о введении режима сокращения расхо­дов бюджета сокращаются неиспользованные лимиты бюджетных обязательств. Отмена этого режима, изменение размеров сокраще­ния расходов бюджета производятся органом, принявшим решение о введении указанного режима.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к непол­ному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов более чем на 10% годовых назначений, орган исполни­тельной власти представляет законодательному (представительно­му) органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.

Законодательный (представительный) орган рассматривает этот законопроект в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом для федерального бюджета, законами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления соответственно для бюд­жета субъекта РФ, местного бюджета.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений в за­кон о бюджете не принимается в течение 15 дней со дня его внесе­ния в законодательный (представительный) орган, орган исполни­тельной власти имеет право пропорционально сократить расходы бюджета впредь до принятия законодательного решения при усло­вии, что иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете.

Блокировка расходов бюджета представляет собой сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями или отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств в двух случаях:

1) если бюджетные ассигнования, вы­деленные главному распорядителю на выполнение определенных условий, к моменту составления лимитов бюджетных обязательств или подтверждения принятых бюджетных обязательств оказались невыполненными;

2) если органом, исполняющим бюджет, и ор­ганами государственного финансового контроля выявлены факты нецелевого использования бюджетных средств.

Блокировка расходов бюджета осуществляется по решению руководителя финансового органа на любом этапе исполнения бюд­жета.

Блокировке могут быть подвергнуты:

1) расходы бюджета исключительно в размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными Бюд­жетным кодексом, а также законом (решением) о бюджете. Блоки­ровка расходов бюджета, финансирование которых не было связа­но такими условиями, является нарушением бюджетного законо­дательства, если не было фактов нецелевого использования бюджетных средств;

2) расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования.

Руководитель финансового органа отменяет решение о блоки­ровке расходов по ходатайству соответствующего главного распо­рядителя бюджетных средств или другого получателя бюджетных средств только после выполнения последним нарушенных усло­вий.

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляют­ся исполнителем бюджета на уменьшение размера дефицита бюд­жета и на выплаты, сокращающие долговые обязательства бюдже­та, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган под­готавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.

В случае необходимости направить дополнительные доходы на другие цели или при превышении ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх утвержденных ассигно­ваний осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором было превышение.

Проект закона о внесении изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете в связи с получением дополнительных дохо­дов должен быть рассмотрен законодательным (представительным) органом во внеочередном порядке в течение 15 дней со дня его внесения. Если законопроект не принимается в срок, орган испол­нительной власти имеет право равномерно индексировать расходы бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита бюд­жета и погашения долговых обязательств.

Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств в пределах своей компетенции имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5% ассигнований, доведенных до получателя.

Объемы бюджетных ассигнований для главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от объемов, утвержденных бюджетной росписью и законом (решением) о бюджете, не более чем на 10%.

Объемы бюджетных ассигнований для получателя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от объемов, утвержденных бюджетной росписью, не более чем на 15%.

Исполнитель бюджета вправе перемещать бюджетные ассигно­вания, выделенные главному распорядителю бюджетных средств, между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов бюджетов Рос­сийской Федерации в пределах 10% выделенных бюджетных ас­сигнований.

Уведомление о перемещении бюджетных ассигнований произ­водится органом, исполняющим бюджет, при доведении уведом­лений о лимитах бюджетных обязательств.

В случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможен зачет денежных средств (исключительно при условии наличия задолженности по­лучателя бюджетных средств по платежам в бюджет). Порядок осу­ществления зачета определяется Правительством Российской Фе­дерации, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, по­лучение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются.

Иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуще­ствляется только на основании судебного акта, предусматриваю­щего:

1) возмещение в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном по­рядке в составе расходов бюджета;

2) возмещение убытков, причиненных физическому или юри­дическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного само­управления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Исполнение бюджетов в текущем финансовом году прекраща­ется в следующем порядке:

1) финансовый год завершается 31 декабря;

2) лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря;

3) принятие денежных обязательств после 25 декабря не допус­кается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завер­шено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря. До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства. Счета, исполь­зуемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря;

4) после совершения операций по принятым денежным обяза­тельствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало оче­редного финансового года.

Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществля­ются уполномоченным исполнительным органом.

Единая методология отчетности об исполнении бюджета уста­навливается Правительством Российской Федерации.

Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распоря­дителей и получателей бюджетных средств.

При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в органе ис­полнительной власти субъекта РФ или органе местного самоуправ­ления может быть назначена внутренняя проверка указанного от­чета. Внутренняя проверка осуществляется органами Минфина России в соответствии с заключенными соглашениями между ор­ганом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и Минфином.

В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой от­четы об исполнении бюджета в представительный орган и соот­ветствующий контрольный орган, а также в Федеральное казна­чейство.

Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом. Отчет об исполнении бюджета пред­ставляется в форме проекта закона (решения). Он должен быть составлен в соответствии с той структурой и бюджетной класси­фикацией, которые применялись при утверждении бюджета.

Представительный орган принимает решение по отчету об ис­полнении бюджета после получения результатов внешней провер­ки указанного отчета, проведенной соответствующими контроль­ными органами до рассмотрения отчета об исполнении бюджета. Представительный орган имеет право обратиться в органы проку­ратуры Российской Федерации для проверки обстоятельств несо­ответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных исполните­лю бюджета, и привлечения к ответственности виновных долж­ностных лиц.

Если в ходе проверки бюджета выявлено несоответствие испол­нения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае, если режим сокращения и блокировки расходов не вводился, со­ответствующий представительный орган имеет право принять ре­шение об отклонении отчета и обратиться в прокуратуру Россий­ской Федерации для проверки обстоятельств нарушения бюджет­ного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Порядок предоставления информации представительным ор­ганам по оперативным, ежеквартальным и полугодовым отчетам об исполнении бюджета определяется правовыми актами соответ­ствующих представительных органов.

Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Федераль­ную службу государственной статистики.

В исполнении бюджетов принимают участие все органы го­сударственной власти и местного самоуправления, организации, учреждения и граждане, которые являются плательщиками или получателями бюджетных средств.

В систему органов, обладающих полномочиями по исполнению бюджетов, входят финансовые органы, Центральный банк России, органы государственного финансового контроля. Субъекты Рос­сийской Федерации и муниципальные образования в целях осуще­ствления бюджетной политики создают собственные финансовые органы и органы финансового контроля. Каждый орган решает поставленные перед ним задачи и действует в пределах закреплен­ных за ним полномочий.

Участниками исполнения бюджетов являются:

органы законодательной (представительной) власти;

органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправ­ления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

Министерство финансов РФ;

органы денежно-кредитного регулирования;

• органы государственного и муниципального финансового контроля;

• главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

• иные органы, на которые законодательством Российской Фе­дерации, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

К участникам бюджетного процесса относятся также бюджет­ные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кре­дитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Законодательные (представительные) органы, представитель­ные органы местного самоуправления рассматривают и утвержда­ют отчеты об их исполнении, осуществляют последующий конт­роль за исполнением бюджетов, формируют и определяют право­вой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Россий­ской Федерации, осуществляют другие полномочия в соответствии с действующим бюджетным законодательством.

Законодательные (представительные) органы не имеют права выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за ис­ключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов).

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправле­ния осуществляют исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления.

Министерство финансов Российской Федерации обладает сле­дующими бюджетными полномочиями:

• представляет по поручению Правительства Российской Феде­рации сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гаран­тий за счет средств федерального бюджета;

• осуществляет методологическое руководство в области испол­нения федерального бюджета;

• устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

• составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство;

• представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерально­го бюджета;

• разрабатывает по поручению Правительства Российской Фе­дерации условия выпуска и размещения государственных зай­мов Российской Федерации, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муници­пальных ценных бумаг;

• осуществляет по поручению Правительства Российской Феде­рации сотрудничество с международными финансовыми орга­низациями;

• организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на привлечение ино­странных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий;

• устанавливает Единый план счетов бюджетного учета и еди­ную методологию бюджетного учета;

• устанавливает единую методологию отчетности об исполне­нии бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

• обеспечивает предоставление бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; предоставляет по поручению Правительства Российской Фе­дерации от имени Российской Федерации государственные гарантии субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

• ведет Государственную долговую книгу Российской Федера­ции;

• учитывает предоставляемую органами, ведущими государ­ственные долговые книги субъектов Российской Федерации, информацию о долговых обязательствах, отраженных в соот­ветствующих государственных долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований;

• осуществляет в порядке, установленном Правительством Рос­сийской Федерации, управление государственным долгом Российской Федерации;

• организует исполнение федерального бюджета;

• устанавливает порядок ведения сводного реестра главных рас­порядителей, распорядителей и получателей средств феде­рального бюджета;

• представляет отчет об исполнении федерального бюджета и отчет об исполнении консолидированного бюджета Россий­ской Федерации в Правительство Российской Федерации.

Федеральное казначейство, входящее в систему Министерства финансов РФ, обладает самостоятельными бюджетными полно­мочиями, а именно:

• производит распределение доходов и иных поступлений меж­ду бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, установленным Бюджетным кодексом РФ, феде­ральным законом, законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, и их перечисление на единые счета соответствующих бюдже­тов;

• открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, преду­смотренных законодательством Российской Федерации, уста­навливает режим этих счетов в соответствии с Бюджетным ко­дексом;

• устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

• устанавливает порядок открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

• открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, а также по поручению высшего исполнительного органа госу­дарственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);

• ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядите­лей и получателей средств федерального бюджета;

• доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств;

• доводит до распорядителей и получателей средств федераль­ного бюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств;

• ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Минфин России отчет­ность о кассовом исполнении федерального бюджета;

• получает от главных распорядителей средств федерального бюджета материалы, необходимые для составления отчета об исполнении федерального бюджета;

• составляет на основании отчетности, представленной главны­ми распорядителями средств федерального бюджета, отчет об исполнении федерального бюджета и представляет его в Мин­фин России;

• составляет и представляет в Минфин России отчет об исполне­нии консолидированного бюджета Российской Федерации на основании отчета об исполнении федерального бюджета, отчет­ности и материалов, представленных уполномоченными орга­нами управления государственных внебюджетных фондов, ор­ганами исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, органами управления территориальных государственных внебюджетных фондов и органами местного самоуправления.

В процессе выполнения своих полномочий Министерство фи­нансов Российской Федерации несет ответственность:

• за соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;

• своевременность составления бюджетной росписи;

• соблюдение порядка предоставления бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций.

Федеральное казначейство, в свою очередь, несет ответствен­ность:

• за правильность и своевременность проведения операций и учета кассовых поступлений и выплат из бюджетов, составле­ния отчетов о кассовых поступлениях в бюджеты и выплатах из бюджетов;

своевременность представления отчетов о кассовых поступле­ниях в бюджеты и выплатах из бюджетов;

своевременность доведения представленных Министерством финансов Российской Федерации лимитов бюджетных обяза­тельств до главных распорядителей средств федерального бюджета;

• своевременность доведения распределенных главным распо­рядителем (распорядителем) средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств до находящихся в его веде­нии распорядителей и получателей средств федерального бюд­жета;

• осуществление расходов с единого счета федерального бюдже­та в пределах утвержденных лимитов бюджетных обяза­тельств;

осуществление контроля за соблюдением бюджетного законо­дательства Российской Федерации главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета в пределах своей компетенции.

Органы государственного, муниципального финансового конт­роля, созданные соответственно законодательными (представи­тельными) органами Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления, осуще­ствляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов.

Одним из важнейших органов государственного финансового контроля выступает Счетная палата РФ, которая в ходе своей дея­тельности решает такие задачи, как:

• организация и осуществление контроля за своевременным ис­полнением доходных и расходных статей федерального бюд­жета по объемам, структуре и целевому назначению;

• определение эффективности и целесообразности расходов го­сударственных средств и использования федеральной собст­венности;

• финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а так­же нормативных правовых актов федеральных органов госу­дарственной власти, предусматривающих расходы, покрыва­емые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюдже­тов внебюджетных фондов;

• анализ выявленных отклонений от установленных показате­лей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

• контроль законности и своевременности движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

• регулярное предоставление Совету Федерации и Государ­ственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприя­тий.

В процессе реализации поставленных задач Счетная палата осу­ществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает еди­ную систему контроля над исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматри­вает:

• организацию и проведение оперативного контроля над испол­нением федерального бюджета в отчетном году;

• проведение комплексных ревизий и проверок и тематических проверок по отдельным статьям федерального бюджета, бюд­жетов федеральных внебюджетных фондов;

• анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном
процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом.

Контрольно-ревизионная деятельность – это основная деятельность Счетной палаты. С ней неразрывно связана экспертно-аналитическая деятельность. Именно на основе анализа проводимых контрольных мероприятий Счетная палата исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты спо­собствует принятию обоснованных финансовых законов, управленческих решений и предотвращению финансовых потерь.

В настоящее время в составе Счетной палаты создано 12 ауди­торских направлений, контрольной деятельностью которых охва­чены все статьи федерального закона о федеральном бюджете РФ, а также иные аспекты контрольной деятельности:

• формирование и исполнение доходов федерального бюджета;

• учет, приватизация и управление государственной собствен­ностью;

государственный долг, ЦБ РФ и движение средств федераль­ного бюджета в кредитных организациях;

• расходы федерального бюджета:

‒ на международную деятельность;

государственное управление, судебную власть, органы государственной безопасности, прокуратуры, юстиции;

‒ правоохранительную деятельность, предупреждение и лик­видацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бед­ствий;

обеспечение национальной безопасности;

‒ сельское хозяйство и рыболовство, охрану окружающей сре­ды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;

‒ промышленность, энергетику и строительство, транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;

‒ науку, образование и здравоохранение;

‒ социальную политику и исполнение бюджетов государствен­ных внебюджетных фондов;

• взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней.

Важную роль в исполнении бюджетов играют главные распоря­дители, распорядители и получатели бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета – это ор­ган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведом­ственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также по наиболее значимым бюджетным учреждениям науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой ин­формации. Главные распорядители средств федерального бюдже­та включаются в ведомственную классификацию расходов феде­рального бюджета.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета – это орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуп­равления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и по­лучателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной класси­фикацией расходов соответствующего бюджета.

Главный распорядитель может быть уполномочен Правитель­ством Российской Федерации представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной ос­нове, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций. Он определяет задания по предоставлению государ­ственных или муниципальных услуг для подведомственных распо­рядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат, утверждает сметы доходов и расходов подве­домственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную рос­пись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведом­ственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

На основании мотивированного представления бюджетного учреждения главный распорядитель имеет право вносить измене­ния в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреж­дения в части распределения средств между ее статьями с уведом­лением органа, исполняющего бюджет.

Главный распорядитель контролирует целевое использование получателями бюджетных средств, своевременный их возврат, представление отчетности, выполнение заданий по предоставле­нию государственных или муниципальных услуг, а также контро­лирует использование бюджетных средств распорядителями бюд­жетных средств, бюджетными учреждениями и другими получате­лями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяй­ственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно Российской Федерации, субъектов РФ или муни­ципальных образований. Непосредственный контроль за исполь­зованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуще­ствляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.

Главный распорядитель готовит и представляет органу, ответ­ственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

Распорядитель бюджетных средств это орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право рас­пределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Распорядитель может быть уполномочен исполнительным ор­ганом представлять сторону государственных и муниципальных органов в договорах о предоставлении средств бюджетов на воз­вратной основе, государственных и муниципальных гарантий и бюджетных инвестиций.

Распорядитель составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получате­лям и направляет их в орган, исполняющий бюджет, определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат, сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений и осуществляет контроль за использова­нием бюджетных средств подведомственными получателями.

Главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств, а также их должностные лица отвечают:

• за целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств;

• достоверность и своевременность представления установлен­ной отчетности и другой информации, связанной с исполне­нием бюджета;

• своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств;

• своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств в орган, исполняющий бюджет;

• утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюд­жетных учреждений;

• соответствие бюджетной росписи показателям, утвержденным законом (решением) о бюджете;

• соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставле­ние государственных или муниципальных услуг при утвержде­нии смет доходов и расходов;

• эффективное использование бюджетных средств.

Получатель бюджетных средствбюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Получатели бюджетных средств имеют право:

1) своевременно получать и использовать бюджетные средства в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;

2) своевременно получать уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;

3) получать компенсацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны:

1) своевременно подавать бюджетные заявки или иные доку­менты, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

2) эффективно использовать бюджетные средства в соответ­ствии с их целевым назначением;

3) своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;

4) своевременно и в полном объеме вносить плату за пользова­ние бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

5) своевременно представлять отчет и иные сведения об исполь­зовании бюджетных средств.

Часть получателей бюджетных средств являются бюджетными учреждениями, которые представляют собой организации, создан­ные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами мест­ного самоуправления для осуществления управленческих, соци­ально-культурных, научно-технических или иных функций неком­мерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда в соответствии со сметой доходов и расходов.

На основе прогнозируемых объемов предоставления государ­ственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на эти цели, а также данных об исполнении сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетное учрежде­ние составляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соот­ветствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство Российской Федерации либо другой орган, исполня­ющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по пере­распределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов имеет право самостоятельно расходовать средства, полученные из внебюджетных источников.

Банк России является важным звеном в системе исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов, поскольку процесс исполнения бюджета любого уровня предполагает участие банковской организации. В частности, денежные средства счита­ются зачисленными в доход соответствующего бюджета или госу­дарственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет соответствующего органа.

Банк России совместно с Правительством Российской Федера­ции разрабатывает и представляет на рассмотрение Государствен­ной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерально­го агента по государственным ценным бумагам Российской Феде­рации.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Фе­дерации (Банке России)» предусмотрено, что Банк России без взи­мания комиссионного вознаграждения осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Федерации и местными бюдже­тами.

Департамент организации и исполнения федерального бюдже­та и внебюджетных фондов Центрального банка Российской Фе­дерации решает следующие задачи:

• организует методологическую работу в банковской системе по учету средств бюджетов всех уровней, целевых бюджетных фондов и государственных внебюджетных фондов, взаимо­действует с Министерством финансов Российской Федера­ции, государственными внебюджетными фондами, бюджета­ми субъектов РФ и органов местного самоуправления по этим вопросам;

• организует в банковской системе кассовое обслуживание ис­полнения федерального бюджета и составляет банковскую от­четность о кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета и об остатках средств на счетах местных органов власти и государственных внебюджетных фондов;

• готовит предложения по формированию единой государствен­ной денежно-кредитной политики в части взаимоотношений Банка России с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами. В территориальных учреждениях Банка России функционируют управления организации и исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов. Кроме решения указанных выше задач они обеспечивают достоверность передаваемых кредитными органи­зациями данных об использовании средств бюджета и внебюджет­ных фондов, а также осуществляют надзор за исполнением кредит­ными организациями и расчетно-кассовыми центрами (РКЦ) банковского законодательства в части исполнения бюджетов и уче­та внебюджетных фондов.

К функциям территориальных подразделений ЦБ России отно­сятся:

• контроль за обслуживанием РКЦ территориального учрежде­ния счетов по учету доходов и средств федерального бюджета, бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов;

• контроль за своевременным и правильным составлением РКЦ и кредитными организациями отчетности по кассовому ис­полнению федерального бюджета;

• составление и представление Банку России отчетности по кас­совому исполнению федерального бюджета в целом и по реги­ону;

• оказание содействия соответствующим государственным ор­ганам при реализации ими своих функций в сфере организа­ции, осуществления и контроля за исполнением бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• организация и осуществление контроля за правильностью совершения операций по счетам федерального бюджета в пери­од завершения бюджетного года;

• контроль за правильностью и своевременностью перечисле­ния поступивших по региону доходов федерального бюджета на финансирование расходов региона, осуществляемых орга­нами казначейства, а также за перечислением средств с тран­зитных счетов государственных внебюджетных фондов на их основные счета.

В ряде случаев кассовое обслуживание исполнения бюджетов может быть возложено и на коммерческие банки или другие кре­дитные организации:

• во-первых, кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе;

во-вторых, кредитные организации могут обслуживать счета бюджетов при отсутствии учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими указанных функций.

Коммерческие банки получают право обслуживать бюджетные средства только в результате конкурсного отбора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: