Принципы построения бюджетной системы РФ

Организацию бюджетной системы любого государства базируется на определенных принципах, которые зависят как от гос устройства, так и от конституционного разграничения полномочий м/у уровнями власти

Бюджетный кодекс РФ определяет 13 принципов бюджетной системы РФ.

Под принципом обычно понимаются положения, правила, лежащие в основе каких- либо истин. Применительно к бюджетной системе любого государства принцип- это особенность устройства бюджетной системы государства устанавливаемая законодательством. Исходя из этого, принципы, названные в кодексе, правильнее подразделить на принципы и требования которым должна отвечать бюджетная система. Следует исходить из того, что принципы проявляют особенности нашей бюджетной системы, а требования- это обязательные условия функционирования бюджетов различных государств.

Принципы:

1)единство бюджетной системы- это действительно принцип, отражающий особенности нашей бюджетной системы. Не во всех федеративных странах он введен законодательством (например он не применяется в бюджетной системе США). В РФ этот принцип реализуется и означает единство бюджетного законодательства, единство принципов организации и функционирования, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, единство санкций за нарушение бюджетного законодательства.

2)разграничение доходов- расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов м/у бюджетами и бюджетной системой РФ- это не принцип, а требование к бюджетной системе, которое является следствием принципа единства. Если реализуется принцип единства, то неизбежно возникает необходимость разграничивать законодательно и доходы, и расходы, и источники финансирования бюджетного дефицита.

3)принцип самостоятельности бюджета. Он озаначает, что каждый орган власти обязан и вправе самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета, осуществлять бюджетный процесс, определять формы и направления расходования средств бюджета. Это принцип, поскольку он характеризует особенность бюджетной системы РФ. Вопрос в том, кто обладает этой самостоятельностью, сколько этой самостоятельностью и в чем она проявляется. Сами бюджеты не могут быть ни самостоятельными, ни не самостоятельными. Самостоятельностью обладает органы власти различных уровней в вопросах реализации и бюджетных полномочий. Бюджетный кодекс определяет самостоятельность бюджетов ч/з правило и обязанность органов гос власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать самостоятельность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств. Субъекты РФ и местная власть не имеют полной самостоятельности, например эти органы власти не могут принять свои бюджеты пока не будет информации в федеральных органов о суммах межбюджетных трансфертов выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ. Так же есть определенное ограничение самостоятельности органов субъектов и муниципалитетов в налоговых вопросах.

Во- первых ни субъекты, ни местные органы власти не имеют прав по установлению налогов или сборов. Право на установление налога, в соответствии с налоговым законом принадлежит федеральному законодательству. Налоговый кодекс дает закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов. И субъекты, и муниципалитеты имеют права вводить на своих территориях только те налоги, которые даны в НК, но у них есть самостоятельность в части выбора ставки налога(но в пределах установленных кодексом), введение дополнительных льгот и установление сроков уплат.

4)принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований. Это касается, прежде всего, формирования их доходов, в т.ч. и за счет межбюджетных трансфертов-это принцип

5)принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета. Но это не принцип, а обязательное требование ко всем бюджетам.

6)принцип сбалансированности бюджета. Это принцип, поскольку бюджеты в отдельных государствах могут быть и не сбалансированы. Но вопрос в том, что считать сбалансированностью. С точки зрения теории вопроса может быть 3 состоянии бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное. Бюджет сбалансирован если расходы равны доходам. Если бюджет дефицитный, предусматриваются источники финансирования бюджета.

Бюджетный кодекс трактует сбалансированность иначе: как соответствие объема предусмотренным бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и финансирования дефицита бюджета. Но в БК РФ не учитываются возможности профицита бюджета.

7)результативность и эффективность использования бюджетных средств- это является обязательным требованием или условием нормального функционирования бюджетной системы любого государства

8)принцип общего(совокупного покрытия)расходов бюджета- так же обязательное требование которое обозначает,, что расходы бюджета не увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования бюджета

9)принцип прозрачности(открытости)- принцип. Его долгое время не вводили в бюджетное законодательство РФ. Он означает обязательное опубликование в СМИ утвержденного бюджета и отчетов об их исполнении, полноту отражения информации о ходе исполнения бюджетов. Обязательное открытое обсуждение бюджета. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета

10)Принцип достоверности бюджета/ Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

12) Принцип подведомственности расходов бюджетов

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

13) Принцип единства кассы. Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: