Межбюджетные отношения. Межбюджетные отношения (с

Межбюджетные отношения (с. 6 БК)- это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения существуют в любых государствах и зависят от административно-территориального и государственного деления.

Механизм межбюджетных отношений является основой межтерриториального перераспределения бюджетных средств (ресурсов).

Межбюджетные отношения в государствах, имеющих административно-территориальное деление, могут строится на разных основах (принципах).

Условно принято различать:

Ø унитарные бюджетные системы,

Ø федеративные бюджетные системы.

Унитарным бюджетным системам соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств (как правило в унитарных

государствах [1]), отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти. Федеративные бюджетные системы строятся на прямо противоположных основах. Им присуща высокая сте­пень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов. Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципа­ми бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм (или фискальный федерализм, от слова «фиск» - казна) - это система управления публичными финансами, осно­ванная на разграничении между различными уровнями власти бюджет­ных прав и полномочий в области формирования и расходования бюд­жетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом.

Традиционно распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществляется при помощи закрепления собственных доходов ииспользования регулирующих доходов.

Собственные доходы – это определенные виды доходов, закрепленные на постоянной основе (полностью или частично) за соответствующими бюджетами в соответствии с требованиями законодательства.

Регулирующие доходы - это доходы, которые поступают в виде налогов, сборов и отчислений от налогов и сборов, в виде процентных отчислений и т.п. (в целях балансирования доходов и расходов бюджетов), установленные в законодательном порядке. Деление доходов и расходов на закрепленные и регулирующие условно.

Межбюджетные трансферты

Межбюджетные трансферты (с.6 БК ) – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.[2]

ФОРМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ( гл 16 БК)

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из Федерального бюджета (с.129 БК)

Ø дотации (для выравнивания бюджетной обеспеченности ) - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (Предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, образуют «Ф онд финансовой поддержки субъектов РФ») (с.131 – условия предоставления дотаций);

Ø субсидии – (для выполнения расходных обязательств ) - это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. (Совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует «Федеральный фонд софинансирования расходов»);

Ø субвенции (для выполнения расходных обязательств) - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. (Совокупность субвенций бюджетам субъектов РФ из Федерального бюджета образует «Федеральный фонд компенсаций») (с. 133 БК – условия предоставления субвенций);

Ø иные межбюджетные трансферты;

Ø межбюджетные трансферты бюджетам гос. внебюджетным фондам.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ (с.130 БК)

ü дотации – бюджетам поселений и муниципальным районам (городским округам);

ü субсидии - Федеральному бюджету и местным бюджетам;

ü субвенции - местным бюджетам.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных

бюджетов

§ субсидии:

- из местного бюджета – бюджету субъекта РФ;

- из бюджета поселений – бюджету муниципальных районов.

5. Бюджетный процесс: участники бюджетного процесса, их полномочия

Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного про­цесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и ис­полнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фон­дов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный период в Российской Федерации устанавливается в 12 месяцев с 1 января по 31 декабря.

Бюджетный процесс основывается на принципах:

§ единства универсальности,

§ самостоятельности,

§ полноты отражения и гласности,

§ эффективности, достоверности,

§ адресности и целевой направленности,

§ специализации и др.

Участниками бюджетного процесса являются:

· Президент РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования);

· законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

· исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

· Центральный банк РФ;

· органы государственного (муниципального) финансового контроля;

· органы управления государственными внебюджетными фондами;

· главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

· главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

· главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

· получатели бюджетных средств.

Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне

§ Президент.

§ Федеральное Собрание (Совет Федерации и Госдума).

§ Правительство РФ.

§ Минфин РФ.

§ Федеральное казначейство.

§ ЦБ РФ.

§ Счетная палата РФ.

§ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

§ Органы управления государственными внебюджетными фондами.

§ Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств.

§ Администраторы (администраторы) доходов бюджета.

§ Администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.

Рассмотрим бюджетные полномочия основных участников бюджет­ного процесса (рис. 3).

Законодательные (представительные) органы власти имеют сле­дующие полномочия:

• рассмотрение и утверждение бюджетов;

• рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов;

• формирование и определение правового статуса органов, осущест­вляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней; другие обязанности.

Аналогичные полномочия законодательных (представительных) ор­ганов власти касаются вопросов регулирования деятельности государст­венных внебюджетных фондов.

Органы исполнительной власти осуществляют:

• составление проектов бюджетов;

• представление их на рассмотрение и утверждение законодатель­ным (представительным) органам власти вместе с необходимыми документами и материалами;

• исполнение бюджетов, в том числе сбор доходов бюджета;

• управление государственным (муниципальным) долгом;

• осуществление ведомственного контроля за исполнением бюдже­та;

• представление отчета об исполнении бюджета на утверждение за­конодательным (представительным) органам власти; другие обя­занности.

Аналогичные полномочия имеют исполнительные органы власти по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Органы государственного, муниципального финансового контроля осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства.

Основные этапы бюджетного процесса

1. Составление проектов бюджетов

2. Исполнение бюджетов.

3. Рассмотрение и утверждение бюджетов.

4. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Проект бюджета составляется на основе П рогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств (сроком на 3 года: очередной финансовый год и плановый период). Порядок составления определяется Правительством РФ.

Процедура рассмотрения и утверждения Федерального бюджета (этапы)

1.Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию (не позднее марта) – в нем определяется бюджетная политика РФ.

2.Правительство РФ составляет проектфедерального бюджета и направляет его Президенту РФ и в Государственную Думу (до 26 августа текущего года).

3.Государственная дума:

- Первое чтение (30 дней со дня внесения);

-Второе чтение (35 дней со дня принятия во первом чтении);

-Третье чтение (15 дней со дня принятия во втором чтении);

4. Совет Федерации (в течении 14 дней –отклонение или подписание законопроекта о Федеральном бюджете)

5. Президент РФ - подписание закона о бюджете РФ (или отклонение) –

(в течении 5 дней).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: