Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Рассмотрение и утверждение бюджета.
Процесс формирования бюджета.
Содержание и макроэкономическая основа составления бюджета.
Количество часов 4
ТЕМА: БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
4. Исполнение бюджета: основные положения.
1.Содержание и макроэкономическая основа составления бюджета.
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов.
Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны.
В РФ бюджетный процесс регламентируется: (1) Бюджетным кодексом РФ; (2) соответствующим законом субъекта Федерации (например, Закон Санкт-Петербурга от 27 декабря 1995 г. № 155-26 «Об основах бюджетного процесса в Санкт-Петербурге»); (3) соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления.
Бюджетный кодекс РФ, выделяет следующие стадии бюджетного процесса:
1. составление проектов бюджетов;
2. рассмотрение и утверждение бюджетов;
4. подготовка, рассмотрение отчета и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть соблюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. Открытие бюджетных ассигнований осуществляется финансовыми органами только после утверждения соответствующего бюджета, что создает основу для исполнения бюджета.
Деятельность государственных органов от начала составления бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетным циклом. При этом продолжительность бюджетного процесса по первой и второй стадиям — более года; по третьей — 1 год (с 1 января по 31 декабря); по четвертой — более полугода.
Бюджетный процесс подразумевает определенный порядок и последовательность вступления в бюджетные отношения различных субъектов, являющихся участниками этих отношений, согласно их функциональному назначению, задачам и закрепленным за ними бюджетным полномочиям.
Согласно ст. 151 Бюджетного кодекса РФ в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата Российской Федерации, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).
Участниками бюджетного процесса являются:
· Президент Российской Федерации;
· органы законодательной (представительной) власти;
· органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
· органы денежно-кредитного регулирования;
· органы государственного и муниципального финансового контроля;
· государственные внебюджетные фонды;
· главные распорядители бюджетных средств;
· иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
· бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.
Особыми бюджетными полномочиями наделено Министерство финансов РФ, которое:
• составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, а также принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и его исполнения;
• разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу государственных внутренних и внешних заимствований РФ;
• проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий, бюджетных инвестиций;
• регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий;
• осуществляет управление государственным долгом РФ;
• составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ и представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;
• устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности по исполнению бюджетов всех уровней;
• открывает лицевые счета и приостанавливает операции главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета получателей бюджетных средств;
Особая ответственность за организацию и непосредственное исполнение бюджетного процесса возложена на Федеральное казначейство. Оно несет ответственность, прежде всего за правильное исполнение федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;
Составление бюджета основывается на:
(1) Бюджетном послании Президента РФ;
(2) прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной финансовый год;
(3) основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
(4) прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;
(5) плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
В настоящее время в России действует следующий порядок составления проекта бюджета.
Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику государства на очередной финансовый год.
После этого Министерство экономического развития и торговли РФ (бывшее Министерство экономики) и Министерство финансов РФ организуют разработку прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год. При этом перед указанными ведомствами стоит задача обеспечения последовательности и преемственности социально-экономической политики государства.Для решения данной задачи оба министерства совместно с другими федеральными органами исполнительной власти (отраслевыми министерствами и ведомствами) и Центральным банком РФ разрабатывают и представляют до 1 апреля года, предшествующего очередному финансовому году, в Правительство РФ сценарные условия функционирования экономики страны на очередной финансовый год, включающие в себя макропрогнозную оценку основных показателей, характеризующих состояние экономики, целевые параметры, основные решения и меры в области финансовой и экономической стабилизации, социальной, инвестиционной, структурной, внешнеэк-ой и региональной политики.
Одновременно с этим Министерство финансов РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Центральным банком РФ представляет в Правительство РФ предложения по формированию основных направлений бюджетной политики на очередной финансовый год, совершенствованию налоговой системы и бюджетного федерализма. Кроме того, ЦБ РФ представляет Правительству РФ информацию о кассовом исполнении федерального бюджета за истекший финансовый год, прогноз платежного баланса РФ, а также основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий финансовый год.
После принятия (одобрения) Правительством РФ представленных основных направлений бюджетной политики Министерство финансов РФ должно обеспечить все органы исполнительной власти (включая и органы субъектов Федерации) методическими материалами по составлению заявок на финансирование в очередном финансовом году из федерального бюджета, в том числе федеральных целевых программ и мероприятий по развитию регионов.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации на основании заявок на финансирование регионов из федерального бюджета и собственных аналитических разработок составляют предварительные прогнозы социально-экономического развития отраслей экономики и регионов, а также планы развития государственного сектора экономики.
Министерство экономики РФ представляет в Минфин РФ перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета, и проект сводной бюджетной заявки.
До конца мая года, предшествующего очередному финансовому году, все предварительные прогнозы представляются в Министерство финансов РФ. Органы исполнительной власти для составления прогноза консолидированного бюджета дополнительно представляют данные об утвержденных бюджетах на текущий год и отчеты об исполнении своих бюджетов за истекший период года по показателям единой бюджетной классификации
С этого момента начинается непосредственная работа по определению доходных и расходных показателей проекта федерального бюджета, в процессе которой все органы исполнительной власти могут представлять уточненные показатели прогнозов и проектировок бюджетных ассигнований
Окончательный проект федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ представляет в Федеральное Собрание РФ (одновременно в Государственную Думу и в Совет Федерации) и в Счетную палату в первой половине сентября. /по БК 26 августа/
Описанный выше порядок составления проекта федерального бюджета является во многом лишь теоретическим сценарием. На практике же все происходит гораздо более сумбурно, потому что алгоритм составления проекта бюджета во многом еще несовершенен.
Минимальные государственные социальные стандарты — это государственные услуги, предоставление которых гарантируется государством гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на определенном минимально допустимом уровне на всей территории России.
Под минимальной бюджетной обеспеченностью понимается минимально допустимая стоимость государственных и муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.
3. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
В Государственной Думе создан Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам; в Совете Федерации — Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию. Эти комитеты рассматривают предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Федерального Собрания. Комиссии и палаты проводят постатейное рассмотрение представленного бюджета, выносят по нему сводное заключение и представляют его на рассмотрение Государственной Думы.
Центральный банк РФ представляет Государственной Думе согласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год.
Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четырех чтениях. Это традиционный подход для всех демократических государств. До рассмотрения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении комитеты и комиссии Думы представляют в Комитет Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам свои заключения по данному законопроекту, на основании которых Комитет готовит заключение по проекту бюджета и представляет его на рассмотрение Думы.
В первом чтении /30 дней/ депутаты обсуждают его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:
доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов.
Комитеты Государственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении указанного законопроекта.
В случае отклонения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Государственная Дума может либо передать законопроект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, по уточнению основных характеристик федерального бюджета, либо вернуть его в Правительство РФ на доработку, либо поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
В случае передачи проекта федерального бюджета в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета на следующий год и представляет проект закона о федеральном бюджете на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении.
По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о федеральном бюджете принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.
Если Государственная Дума не принимает решение по итогам работы согласительной комиссии, проект закона о федеральном бюджете считается повторно отклоненным. Повторное отклонение проекта федерального бюджета возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.
Если федеральный бюджет на очередной финансовый год возвращают на доработку в Правительство РФ, то он дорабатывается в течение 20 дней с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях комитетов по бюджету и экономической политике, вносится доработанный законопроект на повторное рассмотрение Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.
В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после его сформирования.
При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Госдума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.
Именно во втором чтении Дума направляет в органы исполнительной и представительной власти субъектов Федерации сведения о распределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджетами РФ, утвержденном при первом чтении, а также о размере Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределении его средств, утвержденных во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передается в согласительную комиссию.
При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Рассматривается распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки для всех субъектов РФ, расходы на финансирование федеральных целевых программ и т. д.
25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.
Затем Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четвертом чтении в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении законопроект голосуется в целом и внесение в него поправок не допускается. Принятый Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету Федерации в течение пяти дней после его принятия. После голосования в четвертом чтении в Думе проект закона о бюджете становится законом.
Рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете
в Совете Федерации.
Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления его Государственной Думой; при этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом. Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования.
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он посылается в согласительную комиссию. Согласительная комиссия выносит на повторное рассмотрение Думой закон о федеральном бюджете в течение 10 дней. Государственная Дума повторно рассматривает закон о бюджете в одном чтении.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Думы.
Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания. Порядок расходования средств специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ.
В случае отклонения Президентом РФ закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указанный закон передается в согласительную комиссию. В этом случае в согласительную комиссию включается представитель Президента РФ.
Если федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала года (в случае непринятия Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года), Дума может принять закон о финансировании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.
В Бюджетном кодексе РФ также урегулированы случаи внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. В случае изменения финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% орган исполнительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе снова в трех чтениях в течение 15 дней.
Если проект закона о внесении изменений и дополнений не принимается в указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в законе о бюджете не предусмотрено иное.