Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Деятельность по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регламентируется Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О Гражданской обороне», Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и иными нормативными актами.

Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Органы местного самоуправления самостоятельно реализуют полномочия по осуществлению гражданской обороны в пределах границ муниципальных образований. К указанным полномочиям относятся:

§ разработка и реализация планов гражданской обороны и защиты населения;

§ проведение подготовки и обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

§ поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны;

§ проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

§ проведение первоочередных мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

§ создание и содержание в целях гражданской обороны запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Руководство гражданской обороной на территориях муниципальных образований осуществляют руководители органов местного самоуправления. Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

Органы местного самоуправления подготавливают предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне и вносят эти предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Чрезвычайная ситуация ― это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций ― это комплекс мероприятий, проводимыхзаблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций ― это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами органов местного самоуправления по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций являются:

§ обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

§ подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

§ прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

§ создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

§ ликвидация чрезвычайных ситуаций;

§ осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

§ реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы. При защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций органы местного самоуправления самостоятельно:

§ осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

§ принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

§ осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

§ осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

§ создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

§ организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

§ содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

§ создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Закон указывает, что органы местного самоуправления должны разработать порядок создания и использования резервов (резервных фондов) и заблаговременно сформировать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В бюджетах поселений в 2006 г. можно сформировать бюджетные фонды для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Бюджетный кодекс указывает, что доля нераспределенных средств в бюджете не может превышать 3% расходов бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: