Особенности содержания учебно - методического комплекта «Музыка» для V - IX классов

Учебники. Содержание учебников выстраивается с опорой на музыку народную, религиозной традиции, сочинения композиторов - классиков, произведения современных композиторов и соответствует возрастным особенностям учащихся. Различные явления музыкальной культуры рассматриваются в учебниках сквозь призму вечных тем искусства и жизни, которые формируют нравственно - эстетические предпочтения школьников, их духовную культуру.

Структурной единицей учебников является разворот, на котором размещается достаточно большое количество разнообразной информации. Художественно - педагогические идеи программы получают свое воплощение в поэтических названиях разворотов и эпиграфах.

Понятийный аппарат учебников складывается из специальных терминов, отражающих особенности музыкального искусства. Появлению термина (без его словесной расшифровки) предшествует накопление слухового опыта.

«К терминологии (самой необходимой) следует подходить с таким расчетом, чтобы термин обобщал то, что уже всем стало ясно из предшествующих наблюдений над материалом и бесед. Никогда термин не должен... предшествовать явлениям, которые он определяет, но которые еще не известны» (Б. В. Асафьев). Кроме того, в учебниках для V - IX классов закрепляются те понятия, которые были представлены в учебниках для начальной школы.

Культурологическое пространство учебников направлено на развитие музыкального мышления учащихся. Дополнительный импульс к воссозданию учащимися музыкальных образов дает представленный в учебниках широкий ассоциативно - образный ряд, состоящий из двух компонентов: литературного и изобразительного.

Литературный компонент - короткие образные тексты, рассказывающие в увлекательной форме о музыке и музыкантах, народных обрядах и традициях бытования музыки, прозаические и стихотворные фрагменты, эмоциональный словарь, позволяющий учащимся выбирать определения для характеристики тех или иных произведений, проблемные вопросы и творческие задания для учащихся.

Изобразительный компонент - тематические рисунки художников, фотографии композиторов, репродукции произведений живописи, иконографии, архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественные фотографии, нотная графика.

Рубрики учебников - «Звучащие картины», «Картинная галерея» - дают возможность индивидуализировать восприятие музыки учащимися, «озвучивать» те или иные произведения изобразительного искусства своими музыкальными впечатлениями.

В учебниках предпринята попытка ввести учащихся в творческие мастерские композиторов, художников, исполнителей. Окружение музыки широкими ассоциативно - образными связями позволяет планомерно осуществлять работу по развитию чувства стиля в музыке. Проблемные, дискуссионные, «открытые» вопросы, разноуровневые задания способствуют развитию умения размышлять и предполагают личностную оценку учащимися того или иного явления музыкального искусства.

Современность материала учебников заключается в том, что они привлекают внимание учащихся к произведениям академической и популярной музыки XX - XXI вв. (мюзикл, рок-опера, авторская песня, джаз, музыка в стиле «кантри», музыка кино и телевидения, классика в обработке известных современных музыкантов-исполнителей), к именам известных музыкантов-исполнителей, хореографов, солистов оперы и балета и др.

Все это особенно важно для воспитания потребности сегодняшнего школьника в общении с искусством, умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве и для подготовки к изучению различных явлений искусства и культуры, их языка, жанров, стилей в интегративном курсе «Мировая художественная культура» в основной школе.

Творческие тетради. Работа с творческой тетрадью за счет проблемности вопросов и «погружения» в атмосферу творческой мастерской композитора (писателя, художника), в атмосферу концертного зала дает возможность учащимся проявить интерес к тем или иным видам музыкальной деятельности, раскрыть свой познавательный потенциал, совершенствовать художественный вкус. Все это происходит в процессе выполнения учащимися заданий разного типа:

- выявление интонационно - образных, жанрово - стилевых особенностей музыкальных сочинений, которые звучали на уроках и воссоздаются в сознании школьников под впечатлением разного рода ассоциаций;

- подбор произведений искусства, созвучных музыке (литература, живопись, архитектура, театр, кино и др.);

- создание музыкальных инсценировок на сюжеты известных литературных произведений или с использованием знакомых музыкальных произведений;

- разработка сценариев конкурсов, вечеров, дискотек и др.;

- создание программ концертов (в том числе заключительных уроков-концертов), либретто музыкальных спектаклей, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах;

- рисование на темы полюбившихся произведений; создание эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; составление художественных коллажей;

- подбор коллекций для домашней библиотеки, фонотеки, видеотеки, составление поэтических дневников и т.п.

Хрестоматии музыкального материала адресованы учителям музыки и включают в себя произведения, с которыми учащиеся встречаются на страницах учебников и творческих тетрадей. В целях реализации принципа вариативности содержания музыкального образования в хрестоматии введен дополнительный музыкальный материал, который учитель может использовать в зависимости от собственных музыкальных предпочтений, интересов учащихся, а также от уровня развития учащихся конкретного класса. Фрагменты из крупных жанров (оперы, балеты, симфонии, кантаты и пр.) адаптированы с учетом исполнительских возможностей учителя. Сочинения классической музыки, исполнение которых рекомендуется на уроках, предлагаются в удобных для пения тональностях.

Фонохрестоматии музыкального материала также адресованы учителю музыки. Они издаются на аудиокассетах и компакт-дисках (Компакт-диски можно рекомендовать для домашней фонотеки школьников) с приложением монтажных листов, которые включают перечень произведений, указания хронометража, ссылки на повторы некоторых сочинений в фонохрестоматиях других классов, что значительным образом облегчает использование их на уроках. В целях знакомства с отечественным и зарубежным исполнительским искусством в фонохрестоматии включены записи выдающихся исполнителей и исполнительских коллективов. При составлении фонохрестоматии использованы достаточно крупные фрагменты сочинений. Завершенность звучания дает возможность применять их не только на уроках, но и на внеурочных занятиях музыкально - эстетической направленности.

Методические пособия к учебно - методическому комплекту «Музыка» для V - IX классов включают в себяописаниеконкретных технологий использования всех элементов учебно-методического комплекта на уроках музыки (способы, методы и приемы работы учителя); информацию для учителя культурологического, музыковедческого, исторического характера; сведения о композиторах и отдельных музыкальных сочинениях. Кроме того, предлагаются формы организации уроков, проектной деятельности учащихся, диагностика уровня музыкального развития учащихся (тесты, проверочные вопросы, творческие задания, самостоятельные работы и др.), а также списки рекомендуемой литературы для учителя.

Включение в методическое пособие диагностических материалов поможет учителю подготовить школьников к выполнению тестов и заданий Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по предметам гуманитарного цикла по окончании XI класса.

Исследовательские проекты. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на обобщение фактических знаний учащихся, но и на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Активное включение школьников в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.

Проект (буквально - брошенный вперед) - прообраз какого - либо объекта, вида деятельности. Метод проектов в образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Cовременный проект учащихся - это средство активизации познавательной деятельности, развития креативности (творческого мышления), исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств.

Начиная с VI класса в учебники «Музыка» введен раздел «Исследовательский проект». Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни (например, «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве», «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе», «Музыка в храмовом синтезе искусств», «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы», «Авторская песня: любимые барды», «Что такое современность в музыке?», «Классика в обработке: поиски и находки» и др.).

Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов у учащихся развивались познавательные интересы, специальные и общеучебные умения и навыки музыкальной и интеллектуальной деятельности, опыт рефлексии, адекватной оценки и самооценки выполненного проекта. Учитель не столько учит, сколько помогает школьникам учиться, направляет их познавательную деятельность, подсказывает пути добывания информации, присвоения знаний и опыта, выступает в роли независимого консультанта. Учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Они - активные участники процесса, а не пассивные статисты. Происходит формирование конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной урочной форме обучения.

В предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация жизненных и художественных впечатлений школьников, творческие работы: изготовление альбомов, газет, составление коллекций, съемка видеофильмов, рисование, конструирование, литературное творчество (стихи, проза, эссе) и др.

Итогом деятельности учащихся по проекту может стать письменная творческая работа, которую они затем публично защищают. Защита проекта может проходить в форме коллективного творческого дела: соревнования команд (КВН), музыкального ринга, всеобуча для родителей, музыкального спектакля (театрализации), представления для младших школьников, фестиваля искусств и др.

Основными критериями оценки ученического проекта могут быть следующие:

- актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы;

- полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;

- умение делать выводы и обобщения;

- самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность раскрытия темы, решений;

- умение аргументировать собственную точку зрения;

- художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбомов, стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное и сценическое сопровождение защиты проекта.

Связь уроков музыки с внеурочными и внешкольными формами работы. Программа не только предполагает изучение музыкального искусства на уроках, входящих в инвариантную часть учебного плана образовательного учреждения, но и создает предпосылки для целенаправленной работы по художественно - эстетическому воспитанию школьников, подразумевая организацию широкой образовательной среды: выстраивание системы внеурочных и внешкольных мероприятий, интеграцию основного и дополнительного образования учащихся.

В этом направлении большое значение приобретают региональный и школьный компоненты музыкального образования. Полноценная реализация программы требует выявления специфики развития музыкальной культуры конкретного региона (народное и профессиональное музыкальное искусство, возможности изучения искусства различных религиозных конфессий, особенности музицирования и пр.), а также установления множественных связей с мировой музыкальной культурой. Традиции конкретного региона могут быть отражены как в содержании уроков музыки, так и во внеурочных мероприятиях: проведении народных праздников, клубов по интересам и др. В них найдет выражение идея интеграции различных видов искусства и многообразие творческой художественно-эстетической деятельности учащихся.

За счет часов школьного компонента возможна организация внеурочных мероприятий, защита исследовательских проектов, посещение театров, концертных залов, музеев, центров прикладного искусства, коллективные просмотры видеофильмов по музыкальной тематике (оперы, балеты, музыкальные фильмы, мюзиклы) и пр. Познавательная деятельность учащихся наиболее полно может раскрываться благодаря включению в образовательный контекст «эстетического всеобуча для родителей».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: