Пояснительная записка. Программа по предмету «музыка» для V - IX классов образовательных учреждений составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции

Программа по предмету «Музыка» для V - IX классов образовательных учреждений составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии.

В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально - энергетического тонуса подростков, снятие нервно - психических перегрузок учащихся.

Цель массового музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно - эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно - эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

- развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

- воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире -художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

Методологическим основанием программы являются современные научные исследования и педагогическая практика, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире.

В философии это развитие сущностных сил личности и ее универсальных способностей; в культурологии - осмысление многомерности культурного пространства, «диалог культур»; в эстетике - формирование эстетического отношения к окружающей действительности; в общей, возрастной и музыкальной психологии - развитие мышления, воображения, памяти, процессов восприятия (целостности, ассоциативности, образности), музыкальных способностей на основе деятельностного подхода, формирование позитивной мотивации к учению, эмпатии, коммуникативных свойств личности; в музыковедении - формирование адекватности восприятия интонационной формы музыки, осмысление жанров и стилей в опоре на триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя; в художественной дидактике - развитие эмоциональноценностного отношения к миру, обществу, человеку, самому себе, формирование опыта творческой деятельности, полихудожественное развитие на основе теории развивающего обучения и интеграции искусств; в методике музыкального воспитания - применение методов, адекватных музыке, и вариативность их использования в учебно-воспитательном процессе, ориентация на многоплановость музыкально - педагогического опыта учителей музыки и др.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

Приоритетным в данной программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.

Преемственность содержания программы V - IX классов с программой «Музыка» для четырехлетней начальной школы (Программа «Музыка. 1—4 классы» / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина // Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. Начальные классы / Сост. Е. О. Яременко. — М.: Просвещение, 2002. — С. 117—134.) выражается в таких аспектах, как:

- освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства - интонационной природы музыки, жанров, стилей, языка в произведениях народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;

- включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выходы за рамки музыки;

- развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства для расширения их музыкально-слуховых представлений;

- формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки.

Основные методические принципы построения программы V - IX классов.

Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно - образного музицирования.

Принцип триединства деятельности композитора - исполнителя - слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.

Принцип тождества и контраста, сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.

Принцип интонационности выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (литературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на выявление жизненных связей музыки.

Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно - эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполнителями, слушателями прошлого и настоящего заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть Истина, Добро, Красота? Какова значимость музыкального классического наследия для современного подростка? Каковы его духовно - нравственные приоритеты как человека XXI в.?

В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их личностно -ценностного отношения к музыкальному искусству.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп - культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно - методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.

Метод художественного, нравственно - эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях:

а) понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя;

б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок учащихся;

в) усвоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим ценностям.

Действие этого метода предполагает активное использование в учебно - воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.

Метод интонационно - стилевого постижения музыки предполагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонационно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и освоению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемностъ вопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие способности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями.

Этому могут способствовать приемы интонационно-образного анализа музыки, которая слушается и исполняется на уроках: вокализация, пластическое интонирование музыки, ориентация на нотную запись, импровизации - сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.

Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматургия урока (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмоциональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от конкретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития учеников класса. Возможны разработки сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например, трехчастной, рондо, вариаций). В любой из выбранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.

Метод концентричности организации музыкального материала рассматривается в программе с двух точек зрения. Во-первых, с точки зрения действия этого метода в организации всего музыкального материала: на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы) повторяются одни и те же произведения с разными задачами. Во-вторых, проявление метода концентричности на конкретном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы. Образно говоря, это повторение можно сравнить с движением по восходящей концентрической спирали, каждый виток которой выявляет новые свойства уже знакомого детям сочинения.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. «Разведывая» возможности усвоения детьми новых закономерностей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей. Возвращение же к знакомым интонационно - образным аналогиям, «перекидывание» содержательно - смысловых арок от знакомого музыкального материала к новому расширяет музыкальный словарь учащихся, пополняет запас их жизненно - музыкальных впечатлений.

Метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.) направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности. Их сочетание дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьников, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоционально окрашенному освоению содержания музыкального искусства.

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания учебно - методического комплекта «Музыка» для V - IX классов. Изучение конкретных музыкальных произведений в связи с художественными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка.

Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно - образные, жанровые, стилистические, языковые особенности определяют подходы к разработке содержания урока, в котором другие виды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать вечные темы искусства и жизни. Нравственно - эстетическая, этическая проблематика концентрируется вокруг художественно - педагогической идеи - содержательного стержня урока музыки.

Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. Эти темы, с одной стороны, ориентированы на изучение школьниками общих закономерностей музыкального искусства на разных этапах обучения музыке. С другой стороны, они имеют обобщенный характер, что позволяет учителю на основе вариативного подхода определять ключевые моменты в формировании музыкальной культуры каждого конкретного класса и в соответствии с этим планировать содержание занятий.

Каждая учебная тема программы раскрывается целым рядом художественно - педагогических идей. Соподчиненность содержательных линий программы V - IX классов условно выявляется на двух уровнях: «горизонтальном» - освоение закономерностей музыки, музыкально - практическая и творческая деятельность школьников и «вертикальном» - освоение духовно - нравственных ценностей музыкального искусства учащимися.

Критериями отбора музыкального (шире - художественного) материала для программы являются критерии, которые получили свое научно - методологическое обоснование в художественно -педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и доказали свою жизненность 30 - летней практикой преподавания музыки в школах России: художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность, а также педагогическая целесообразность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: