Система национального счетоводства
План лекции:
1. Понятие системы национального счетоводства.
2. Макроэкономические показатели в СНС.
3. Методы расчета ВВП в СНС.
4. Основные методологические принципы построения национальных счетов.
5. Счета национальной экономики.
Вопрос № 1
Система национальных счетов (СНС), реализуемая в Российской Федерации, основана на методологических положениях, разработанных совместно с ООН, МВФ, Мировым банком, ОЭСР и Евростатом и принятых в 1993 году. Она построена с учетом специфики и функционирования страны, находящейся на переходном этапе к рыночным отношениям.
СНС представляет собой развернутую макростатистическую модель рыночной экономики, отвечающую потребностям экономико-статистического анализа результатов ее функционирования и оценки эффективности.
Суть системы национальных счетов сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой.
|
|
Международный стандарт СНС включает следующие элементы центральной структуры национального счетоводства, которые согласованы с другими статистическими системами:
1) интегрированные экономические счета, представляющие собой полную совокупность счетов институциональных секторов и остального мира, а также счета для операций и счета для активов и пассивов;
2) таблицу ресурсов и использования, объединяющую счета отраслей в соответствии с видами экономической деятельности и счета операций с товарами и услугами в соответствии с типами продуктов;
3) трехмерный анализ финансовых операций и запасов финансовых активов и пассивов, который отражает отношения между секторами;
4) функциональный анализ;
5) демографические таблицы и таблицы занятости.
Рекомендации СНС (1993) и рекомендации международных экономических организаций в этой области свидетельствует о том, что СНС можно использовать на разных уровнях агрегирования:
1) отдельных субъектов хозяйственной деятельности (институциональных единиц);
2) групп единиц, составляющих институциональные сектора;
3) экономики в целом.
Вся экономика страны в целом рассматривается в СНС с точки зрения институциональных единиц, которые являются резидентами на экономической территории страны.
Институциональная единица определяется как экономическая единица, способная от собственного имени владеть активами, принимать обязательства, заниматься экономической деятельностью и осуществлять операции с другими единицами.
В зависимости от основных функций, типа поведения и способа получения дохода институциональные единицы группируются по институциональным секторам:
1.Нефинансовые корпорации;
2. Финансовые корпорации;
3. Сектор государственного управления;
4. Домашние хозяйства;
5. Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
6. Остальной мир.