Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов Российской Федерации после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Иные неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
|
|
К налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся:
− собственные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации";
− отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
К неналоговым доходам относятся:
− доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
|
|
− доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
− средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам Российской Федерации, и иные суммы принудительного изъятия;
− доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
− часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации.
− иные неналоговые доходы.
Исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов:
1) Обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
2) Обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;
3) Проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
4) Обеспечение реализации региональных целевых программ;
5) Формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;
6) Осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
7) Содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
8) Обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
9) Оказание финансовой помощи местным бюджетам;
10) Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
11) Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
12) Прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации.
В качестве примера регионального бюджета можно привести консолидированный бюджет Свердловской области (кассовое исполнение с учетом закрытых административно-территориальных образований* (ЗАТО)) на 1 января 2004 года.
Таблица 3.8
Код Бюджетной классификации | Наименование показателей | Кассовое исполнение консолидированного бюджета субъекта РФ (ЗАТО)* Всего (тысяч рублей) |
Налоговые доходы | 31 276 504 | |
Налоги на прибыль | 21 588 589 | |
Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы | 2 887 585 | |
Налоги на совокупный доход | 631 628 | |
Налоги на имущество | 3 813 877 | |
Платежи за пользование природными ресурсами | 2 067 700 | |
Прочие налоги, пошлины и сборы | 287 125 | |
Доходы от использования имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности государственных или муниципальных предприятий | 2 189 575 | |
Административные платежи и сборы | 222 903 | |
Штрафные санкции, возмещение ущерба | 178 427 | |
Прочие неналоговые доходы | 143 775 | |
Безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы | 2 777 235 | |
Доходы целевых бюджетных фондов | 3 778 012 | |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 14 047 | |
ИТОГО ДОХОДОВ | 40 580 478 | |
Итого внутренних оборотов | 5 199 664 | |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 45 780 142 | |
Государственное управление и местное самоуправление | 2 792 076 | |
Судебная власть | 138 109 | |
Правоохранительная деятельность | 1 122 302 | |
Фундаментальные исследование и содействие научно-техническому прогрессу | 36 907 | |
Промышленность, энергетика и строительство | 2 082 789 | |
Сельское хозяйство и рыболовство | 993 614 | |
Охрана окружающей природной среды | 456 246 | |
Транспорт, связь и информатика | 597 529 | |
Развитие рыночной инфраструктуры | 3 760 | |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 5 118 096 | |
Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий | 466 748 | |
Образование | 9 988 443 | |
Культура, искусство и кинематография | 1 017 362 | |
Средства массовой информации | 117 310 | |
Здравоохранение и физическая культура | 6 838 507 | |
Социальная политика | 4 063 283 | |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 75 002 | |
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы | 14 885 | |
Мобилизационная подготовка экономики | ||
Прочие расходы | 1 308 095 | |
Целевые бюджетные фонды | 4 293 600 | |
Итого расходов | 41 524 768 | |
Итого внутренних оборотов | 5 199 664 | |
ВСЕГО РАСХОДОВ | 46 724 432 |
|
|