Местные бюджеты

Местное самоуправление обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

− формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

− распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

− контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Таблица 3.9

Основные показатели исполнения бюджета города Екатеринбурга за 2000, 2001, 2002 г. (тысяч руб.)

Код Название статьи 2000 год 2001 год 2002 год
  Налоговые доходы 3 757 654 4 269 430 5 044 144
  Налог на прибыль предприятий 135 893 613 568 590 525
  Налог на доходы физических лиц 1 117 704 1 995 600 2 640 263
  Налог на добавленную стоимость 454 101 - -
  Акцизы 31 571 33 043 51 511
  Налог на имущество 454 229 534 362 787 709
  Налоги на товары, услуги лицензионные и регистрационные 913 101 460 718 456 623
  Платежи за пользование природными ресурсами 90 956 111 561 198 594
  Налог на СЖФ и соц.-культ. Сферы 900 318 262 480 22 631
  Прочие налоги, пошлины и сборы 942 496 330 399 123 276
  Неналоговые доходы 271 284 406 991 625 315
  Административные платежи и сборы 1 340 2 466 1 897
  Штрафы и прочие неналоговые сборы 89 633 109 159 109 640
  Доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности 170 045 - 291 110 58 530 508 587 12 997
  Дотации   89 392 136 234
  Субвенции 73 759 74 206 133 272
  Прочие безвозмездные перечисления - - -
  Всего доходов 4 378 746 4 898 549 5 951 962
Функциональная классификация расходов
  Государственное управление и местное самоуправление 159 078 213 408 342 416
  Правоохранительная деятельность 27 606 19 996 15 630
  Сельское хозяйство 29 608 122 843 143 478
  Охрана окружающей среды 2 292 9 694  
  Транспорт, связь и информатика 359 286 180 109 161 354
  Средства массовой информации 9 192 21 303 8 515
  Промышленность, энергетика 2 515 437 566 406 569
  Культура и искусство 116 902 96 920 134 479
  ЖКХ 1 502 294 1 470 147 1 618 500
  Образование 1 211 774 1 427 657 2 097 354
  Здравоохранение и физическая культура 621 885 664 248 823 160
  Социальная политика 92 083 120 316 177 726
  Обслуживание муниципального долга   74 720 232 233
Экономическая классификация расходов
  Текущее 3 522 715 4 017 754 5 352 432
  Оплата труда государственных служащих 790 702 999 353 1 669 829
  Начисления на заработную плату 305 921 350 408 588 456
  Командировки 5 839 7 259 8 220
  Выплата процентов   74 720 232 233
  Трансферты населению 72 953 78 698 136 885
  Капитальные 665 018 895 584 898 272
  Итого расходов 4 187 148 4 913 880 6 258 064
  Дефицит - 14 097 - 21 968 - 306 102
  Источники финансирования дефицита 14 097 21 968 306 102
  Прочие источники внутреннего финансирования: Бюджетные ссуды Кредиты от банков - 2 061 - -
  Изменение остатков средств бюджета - 64 726 - 110 469 37 589
  Средства от реализации муниципальной собственности, приватизация 49 287 90 652 216 753
  Муниципальные ценные бумаги 29 486 39 724 51 520
Структура целевого муниципального фонда
  Доходы 82 371 74 206 233 738
  Расходы 97 351 153 103 195 286

Бюджет города Екатеринбурга на 2003 год планировалсяся в следующих объемах:

− по доходам (с учетом целевого бюджетного фонда) – 7 233 170 тысяч рублей;

− по расходам (с учетом целевого бюджетного фонда) – 7 953 190 тысяч рублей;

в том числе:

− текущие расходы – 6 831 498 тысяч рублей;

− капитальные расходы 1 121 692 тысячи рублей;

− бюджет расходов целевого муниципального фонда – 259 017 тысяч рублей;

− размер дефицита бюджета города в сумме – 720 020 тысяч рублей.

Основной объем средств необходимых для погашения дефицита бюджета в основном планировалось получить из двух источников:

− кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования «город Екатеринбург»;

− поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1. Местные налоги и сборы – земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследство и дарение.

2. Доходы от приватизации собственности принадлежащей муниципальным образованиям, а именно:

− доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

− доходы от продажи земли;

− доходы от продажи квартир гражданам.

3. Административные платежи и сборы, штрафы и прочие неналоговые сборы.

Как правило, собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. Однако местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов, поскольку они не распределяются между уровнями бюджетной системы, а целиком поступают в местный бюджет.

Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществляется главным образом за счет регулирующих доходов местных бюджетов.

В их число входят отчисления:

− от акцизов;

− от налога на прибыль предприятий;

− от налога на доходы физических лиц.

С 2001 года в местные бюджеты не поступают отчисления от налога на добавленную стоимость. Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.

Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

− содержание органов местного самоуправления;

− формирование муниципальной собственности и управление ею;

− организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

− содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

− организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

− муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

− благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

− организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

− содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

− организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

− обеспечение противопожарной безопасности;

− охрана окружающей природной среды на территории муниципальных образований;

− реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

− обслуживание и погашение муниципального долга;

− целевое дотирование населения;

− содержание муниципальных архивов;

− проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, и на жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование – 67%, на здравоохранение и физическую культуру – 55%, социальную политику – 49%, культуру и искусство – 45%.

Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства значительно меньше. В общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства – 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи – 40%.

Структура расходов отдельных видов местных бюджетов неодинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня.

3.4. Внебюджетные фонды


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: