Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
|
|
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
− формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
− распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
− контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Таблица 3.9
Основные показатели исполнения бюджета города Екатеринбурга за 2000, 2001, 2002 г. (тысяч руб.)
Код | Название статьи | 2000 год | 2001 год | 2002 год |
Налоговые доходы | 3 757 654 | 4 269 430 | 5 044 144 | |
Налог на прибыль предприятий | 135 893 | 613 568 | 590 525 | |
Налог на доходы физических лиц | 1 117 704 | 1 995 600 | 2 640 263 | |
Налог на добавленную стоимость | 454 101 | - | - | |
Акцизы | 31 571 | 33 043 | 51 511 | |
Налог на имущество | 454 229 | 534 362 | 787 709 | |
Налоги на товары, услуги лицензионные и регистрационные | 913 101 | 460 718 | 456 623 | |
Платежи за пользование природными ресурсами | 90 956 | 111 561 | 198 594 | |
Налог на СЖФ и соц.-культ. Сферы | 900 318 | 262 480 | 22 631 | |
Прочие налоги, пошлины и сборы | 942 496 | 330 399 | 123 276 | |
Неналоговые доходы | 271 284 | 406 991 | 625 315 | |
Административные платежи и сборы | 1 340 | 2 466 | 1 897 | |
Штрафы и прочие неналоговые сборы | 89 633 | 109 159 | 109 640 | |
Доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности | 170 045 - | 291 110 58 530 | 508 587 12 997 | |
Дотации | 89 392 | 136 234 | ||
Субвенции | 73 759 | 74 206 | 133 272 | |
Прочие безвозмездные перечисления | - | - | - | |
Всего доходов | 4 378 746 | 4 898 549 | 5 951 962 | |
Функциональная классификация расходов | ||||
Государственное управление и местное самоуправление | 159 078 | 213 408 | 342 416 | |
Правоохранительная деятельность | 27 606 | 19 996 | 15 630 | |
Сельское хозяйство | 29 608 | 122 843 | 143 478 | |
Охрана окружающей среды | 2 292 | 9 694 | ||
Транспорт, связь и информатика | 359 286 | 180 109 | 161 354 | |
Средства массовой информации | 9 192 | 21 303 | 8 515 | |
Промышленность, энергетика | 2 515 | 437 566 | 406 569 | |
Культура и искусство | 116 902 | 96 920 | 134 479 | |
ЖКХ | 1 502 294 | 1 470 147 | 1 618 500 | |
Образование | 1 211 774 | 1 427 657 | 2 097 354 | |
Здравоохранение и физическая культура | 621 885 | 664 248 | 823 160 | |
Социальная политика | 92 083 | 120 316 | 177 726 | |
Обслуживание муниципального долга | 74 720 | 232 233 | ||
Экономическая классификация расходов | ||||
Текущее | 3 522 715 | 4 017 754 | 5 352 432 | |
Оплата труда государственных служащих | 790 702 | 999 353 | 1 669 829 | |
Начисления на заработную плату | 305 921 | 350 408 | 588 456 | |
Командировки | 5 839 | 7 259 | 8 220 | |
Выплата процентов | 74 720 | 232 233 | ||
Трансферты населению | 72 953 | 78 698 | 136 885 | |
Капитальные | 665 018 | 895 584 | 898 272 | |
Итого расходов | 4 187 148 | 4 913 880 | 6 258 064 | |
Дефицит | - 14 097 | - 21 968 | - 306 102 | |
Источники финансирования дефицита | 14 097 | 21 968 | 306 102 | |
Прочие источники внутреннего финансирования: Бюджетные ссуды Кредиты от банков | - | 2 061 - | - | |
Изменение остатков средств бюджета | - 64 726 | - 110 469 | 37 589 | |
Средства от реализации муниципальной собственности, приватизация | 49 287 | 90 652 | 216 753 | |
Муниципальные ценные бумаги | 29 486 | 39 724 | 51 520 | |
Структура целевого муниципального фонда | ||||
Доходы | 82 371 | 74 206 | 233 738 | |
Расходы | 97 351 | 153 103 | 195 286 |
Бюджет города Екатеринбурга на 2003 год планировалсяся в следующих объемах:
|
|
− по доходам (с учетом целевого бюджетного фонда) – 7 233 170 тысяч рублей;
− по расходам (с учетом целевого бюджетного фонда) – 7 953 190 тысяч рублей;
в том числе:
− текущие расходы – 6 831 498 тысяч рублей;
− капитальные расходы 1 121 692 тысячи рублей;
− бюджет расходов целевого муниципального фонда – 259 017 тысяч рублей;
− размер дефицита бюджета города в сумме – 720 020 тысяч рублей.
Основной объем средств необходимых для погашения дефицита бюджета в основном планировалось получить из двух источников:
− кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования «город Екатеринбург»;
− поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
К собственным доходам местных бюджетов относятся:
1. Местные налоги и сборы – земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследство и дарение.
2. Доходы от приватизации собственности принадлежащей муниципальным образованиям, а именно:
− доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
− доходы от продажи земли;
− доходы от продажи квартир гражданам.
|
|
3. Административные платежи и сборы, штрафы и прочие неналоговые сборы.
Как правило, собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. Однако местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов, поскольку они не распределяются между уровнями бюджетной системы, а целиком поступают в местный бюджет.
Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществляется главным образом за счет регулирующих доходов местных бюджетов.
В их число входят отчисления:
− от акцизов;
− от налога на прибыль предприятий;
− от налога на доходы физических лиц.
С 2001 года в местные бюджеты не поступают отчисления от налога на добавленную стоимость. Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.
Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
− содержание органов местного самоуправления;
− формирование муниципальной собственности и управление ею;
− организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
− содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
− организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
|
|
− муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
− благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
− организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
− содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
− организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
− обеспечение противопожарной безопасности;
− охрана окружающей природной среды на территории муниципальных образований;
− реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
− обслуживание и погашение муниципального долга;
− целевое дотирование населения;
− содержание муниципальных архивов;
− проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, и на жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование – 67%, на здравоохранение и физическую культуру – 55%, социальную политику – 49%, культуру и искусство – 45%.
Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства значительно меньше. В общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства – 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи – 40%.
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов неодинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня.
3.4. Внебюджетные фонды