Содержание бюджетного устройства

Бюджетное право и бюджетный процесс входят в понятие «бюджетное устройство». Оно определяется административно-территориальным устройством РБ, а также государственной политикой.

Бюджетное устройство – это правовая категория, которая отражает организационную структуру бюджетной системы.

В этой связи следует отметить:

1. бюджетное устройство любого государства основывается на одних и тех же принципах, поэтому не следует смешивать понятия «бюджетное устройство» и «бюджетная система»;

2. понятие «бюджетное устройство» шире, чем понятие «бюджетная система»;

3. бюджетное устройство представляет собой организацию и принципы построения бюджетной системы, а также бюджетного процесса и взаимоотношений между многочисленными видами бюджетов на основании совокупности бюджетных прав.

Бюджетное устройство содержит следующие элементы:

1. бюджетная система;

2. принципы построения бюджетной системы;

3. обусловленность административно-территориальным делением.

Бюджетная система РБ – это регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов РБ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РБ.

17. Бюджетная система и принципы ее построения

Бюджетная система РБ – это регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов РБ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РБ.

Местные бюджеты делятся на:

1. бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

2. бюджеты базового уровня (районные и городов областного подчинения);

3. бюджеты областного уровня (областные и города Минска).

Бюджетной системе РБ присущи следующие принципы:

- Принцип единства – применение единой правовой базой, единого регулирования бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией.

- Принцип полноты означает, что все доходы и расходы бюджета подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.

- Принцип сбалансированности - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.

- Принцип гласности означает открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения, утверждения закона о республиканском бюджете и решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в СМИ утверждённых бюджетов и отчётов об их исполнении.

- Принцип самостоятельности обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих органов государственной власти определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

- Принцип достоверности бюджета означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателях социально-экономического развития республики.

- Принцип адресности и целевого назначения - бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

- Принцип ответственности участников бюджетного процесса - каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.

- Принцип эффективностииспользования бюджетных средств - все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению заданных целей с использованием минимального объема средств.

- Принцип общего покрытия расходов - все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: