Бюджетное право и бюджетный процесс входят в понятие «бюджетное устройство». Оно определяется административно-территориальным устройством РБ, а также государственной политикой.
Бюджетное устройство – это правовая категория, которая отражает организационную структуру бюджетной системы.
В этой связи следует отметить:
1. бюджетное устройство любого государства основывается на одних и тех же принципах, поэтому не следует смешивать понятия «бюджетное устройство» и «бюджетная система»;
2. понятие «бюджетное устройство» шире, чем понятие «бюджетная система»;
3. бюджетное устройство представляет собой организацию и принципы построения бюджетной системы, а также бюджетного процесса и взаимоотношений между многочисленными видами бюджетов на основании совокупности бюджетных прав.
Бюджетное устройство содержит следующие элементы:
1. бюджетная система;
2. принципы построения бюджетной системы;
3. обусловленность административно-территориальным делением.
Бюджетная система РБ – это регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов РБ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РБ.
|
|
17. Бюджетная система и принципы ее построения
Бюджетная система РБ – это регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов РБ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РБ.
Местные бюджеты делятся на:
1. бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
2. бюджеты базового уровня (районные и городов областного подчинения);
3. бюджеты областного уровня (областные и города Минска).
Бюджетной системе РБ присущи следующие принципы:
- Принцип единства – применение единой правовой базой, единого регулирования бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией.
- Принцип полноты означает, что все доходы и расходы бюджета подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.
- Принцип сбалансированности - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.
- Принцип гласности означает открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения, утверждения закона о республиканском бюджете и решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в СМИ утверждённых бюджетов и отчётов об их исполнении.
- Принцип самостоятельности обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих органов государственной власти определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
|
|
- Принцип достоверности бюджета означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателях социально-экономического развития республики.
- Принцип адресности и целевого назначения - бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.
- Принцип ответственности участников бюджетного процесса - каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.
- Принцип эффективностииспользования бюджетных средств - все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению заданных целей с использованием минимального объема средств.
- Принцип общего покрытия расходов - все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.