Бюджетный дефицит – это превышение расходов над доходами, т.е. несбалансированность бюджета.
В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный дефицит.
Структурный дефицит – разность между доходами и расходами при определенной фискальной политике и при заданном уровне безработицы
Если уровень безработицы начинает превышать базовый уровень, то реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита. Разность между реальным и структурным уровнем дефицита называется циклическим бюджетным дефицитом.
Бюджетный дефицит может быть плановым, то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов бюджета.
Причины дефицита:
1. снижение эффективности общественного производства;
2. несовершенство финансовой системы страны;
3. высокий уровень расходов непроизводственного характера
4. стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации;
|
|
5. экономический спад;
6. значительный оборот «теневого» капитала и др.
Мировая практика показывает, что предел бюджетного дефицита в условиях стабильной рыночной экономики надо ограничивать до 2-3% к ВВП, 4-5% к национальному доходу, 8-10% к расходной части.
Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду отрицательных событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.