Предмет и задачи современной педагогической антропологии

Педагогическая антропология — (наука о человеке изучающая происхождение и развитие человека)«изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К.Д. Ушинский); философское течение, претендующее на создание целостного и всестороннего взгляда на воспитание (В.Б. Куликов); педагогически интерпретированное знание о природе и сущности развития личности, общества и познания (Б.М. Бим-Бад); наука о человеке в образовательном пространстве; философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; система педагогических взглядов, основанных на данных наук, изучающих человека.

Цель педагогической антропологии вскрытие антропологическихзакономерностей протекания процесса взаимодействия в системе«человек — человек» в ситуации передачи накопленного человечеством опыта последующим поколениям, определение принциповфункционирования этого процесса, формирование категориальногоаппарата.

Объект отношения «человек — человек» в системе образования.

Предмет педагогической антропологиицелостный человек в его становлении в процессе социализации и воспитания, механизмы, этапы этого становления, источники самодвижения и развития, рассматриваемые через призму педагогического целеполагания, т.е. научного обоснования целей педагогической деятельности.

Задачи педагогической антропологии:

• понять, как очеловечивается, социализируется человек и как люди разного возраста влияют друг на друга;

• определить законы, пути, формы и методы организации гуманистически ориентированного образовательного процесса;

• узнать и понять человека как воспитателя и воспитуемого;

• выяснить, насколько человек воспитуем и обучаем на разных этапах жизни;

• разобраться, как человек осознает свой рассудочный процесс, контролирует его логичность, истинность, проверяет его результат в процессе педагогического взаимодействия;

• обосновать условия развития человеческой креативности в образовательной системе;

• разработать критерии антропологических образовательных систем и путей их реализации.

Педагогическая антропология обостряет понимание сложности педагогической деятельности, так как понимание субъектности как воспитателя, так и воспитуемого в педагогическом взаимодействии меняет педагогическое мышление коренным образом. Законы индивидуального и группового развития, изучаемые педагогической антропологией, являются базой педагогической практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: